ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Гравова Людмила Александровна,
учитель МБОУ гимназия №12 имени Белоконя В.Э., г. Ставрополь
Аннотация. В статье рассмотрены подходы и методы формирования познавательной активности школьников на уроках музыки. Описаны современные педагогические технологии, которые способствуют развитию интереса к музыкальному искусству и активному участию учащихся в образовательном процессе. Особое внимание уделено использованию интерактивных методов, проектной деятельности, а также интеграции музыки с другими предметами. В статье предложены практические рекомендации для учителей музыки по вовлечению учащихся в активную познавательную деятельность.
Ключевые слова: познавательная активность, уроки музыки, интерактивные технологии, проектная деятельность, межпредметная интеграция, мотивация.
Формирование познавательной активности на уроках музыки — важный аспект педагогической работы, так как музыка играет ключевую роль в эстетическом, культурном и эмоциональном развитии школьников. В условиях цифровизации и изменения культурных интересов современной молодёжи перед педагогами встаёт задача разработки новых подходов к обучению, которые стимулировали бы познавательную активность учащихся.
Музыка как учебный предмет даёт уникальные возможности для формирования познавательной активности благодаря её междисциплинарному характеру и непосредственному влиянию на эмоционально-образное восприятие. Учителю необходимо создавать условия, при которых ученики будут проявлять интерес к изучаемому материалу, активно участвовать в образовательном процессе и развивать творческие способности. Статья посвящена анализу методов, которые помогают учителю музыки стимулировать познавательную активность школьников.
Музыка как вид искусства обладает огромным потенциалом для развития личности школьников. Она затрагивает различные аспекты восприятия: эмоциональные, интеллектуальные и творческие. На уроках музыки школьники знакомятся не только с музыкальными произведениями, но и с культурным наследием, историей, социальными контекстами, что способствует расширению их кругозора и общекультурного уровня.
Познавательная активность в контексте музыкального образования проявляется через интерес учащихся к различным музыкальным жанрам, инструментам, композиторам, историю музыки и способность самостоятельно исследовать эти аспекты. Когда ученики вовлечены в учебный процесс, они охотнее задают вопросы, ищут ответы, предлагают свои решения, участвуют в коллективной работе и проявляют инициативу.
Рассмотрим методы формирования познавательной активности на уроках музыки.
Интерактивные технологии, которые подразумевают активное участие школьников в учебном процессе, являются одним из самых эффективных средств для развития познавательной активности. Эти методы включают в себя диалоговые формы обучения, где учитель и ученики взаимодействуют друг с другом через обсуждения, вопросы и ответы. Например, на уроках музыки можно использовать дискуссии о музыкальных произведениях, анализировать музыку в контексте её исторического времени, а также проводить ролевые игры, где школьники исполняют роли композиторов или исполнителей.
Использование цифровых инструментов, таких как интерактивные доски, музыкальные приложения и онлайн-платформы для создания музыки, также может стать эффективным способом вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность. Это помогает сделать процесс обучения более динамичным и интересным для современного школьника.
Проектная деятельность на уроках музыки способствует активизации познавательной активности, поскольку она предоставляет школьникам возможность самостоятельно выбирать и исследовать музыкальные темы, которые им интересны. Проекты могут включать в себя подготовку музыкальных презентаций, исследование творчества композиторов, создание музыкальных композиций, организацию концертов и музыкальных мероприятий.
Особое место в проектной деятельности занимают междисциплинарные проекты, где музыка интегрируется с другими предметами, такими как история, литература, изобразительное искусство. Это позволяет школьникам более глубоко понять музыкальные произведения в культурном и историческом контексте, что способствует развитию критического мышления и познавательной активности.
Игровые методы также являются мощным средством для повышения познавательной активности школьников. Музыкальные игры, такие как викторины, конкурсы на знание музыкальных произведений или композиторов, импровизационные игры на музыкальных инструментах, развивают у учеников интерес к музыке, повышают их мотивацию к обучению и создают условия для творческого самовыражения.
Игровая деятельность помогает учащимся легче усваивать теоретический материал и закреплять полученные знания в увлекательной и непринуждённой форме. Например, игра «Угадай мелодию» может способствовать развитию музыкального слуха и памяти, а также интереса к изучению музыкальных жанров.
Одним из важнейших направлений в формировании познавательной активности на уроках музыки является межпредметная интеграция. Музыка тесно связана с историей, культурой, литературой и искусством, что позволяет интегрировать её в другие дисциплины и создавать единое образовательное пространство.
Например, изучение истории музыки может быть интегрировано с уроками истории и литературы, где школьники анализируют музыкальные произведения в контексте культурных и исторических событий. Этот подход позволяет учащимся глубже понять роль музыки в обществе и развивает их аналитические и исследовательские навыки.
Для успешного формирования познавательной активности на уроках музыки учителю необходимо:
Использовать разнообразные методы и подходы, комбинируя традиционные и современные формы обучения.
Создавать условия для самостоятельной и проектной деятельности учащихся, давая им возможность выбирать темы для исследований и проявлять инициативу.
Применять интерактивные и игровые технологии, которые помогают сделать уроки увлекательными и вовлекающими.
Интегрировать музыку с другими предметами, чтобы расширить кругозор школьников и помочь им увидеть взаимосвязи между различными областями знаний.
Поддерживать интерес учащихся к музыке через организацию внеурочной деятельности, такой как участие в концертах, конкурсах, музыкальных фестивалях и выставках.
В заключение отметим, что формирование познавательной активности на уроках музыки — важный элемент образовательного процесса, который способствует всестороннему развитию школьников. Применение интерактивных методов, проектной деятельности, игровых форм обучения и межпредметной интеграции позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческие способности и интерес к музыке. Учителю музыки необходимо быть гибким и использовать современные подходы для создания мотивирующей и увлекательной образовательной среды, которая поддерживает познавательную активность школьников.
Список литературы
Агафонова, И. В. (2018). Игровые формы обучения на уроках музыки. Музыкальная педагогика в школе, 3, 45-50.
Захарова, О. Л. (2019). Проектная деятельность на уроках музыки: современные подходы. Вопросы музыкального образования, 4, 22-28.
Петрова, М. С. (2021).
Межпредметная
интеграция как фактор развития познавательной активности на уроках музыки. Педагогика и искусство, 7, 55-60.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат