Особенности формирования исторического самосознания младших школьников во внеурочной деятельности
В настоящее время возрастает познавательная и развивающая роль истории в педагогическом процессе. Еще русский историк В.О. Ключевский в свое время подчеркивал важность изучения истории предков, так как именно в процессе обращения к своим корням современник узнает, в первую очередь, самого себя, находит свой путь и свое предназначение. Именно поэтому проблема развития исторического самосознания у подрастающего поколения была и остается одной из приоритетных в педагогике.
Если рассматривать сущность понятия «самосознание», то оно, по мнению Р. Бернса, определяет формирование у личности Я-концепции, которая представлена «в виде установок, направленных на самого себя» [3, с.34]. В структуру Я-концепции входят такие элементы установок, как:
«1. Обоснованное и необоснованное убеждение (когнитивная составляющая установки).
2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
3. Соответствующая реакция на убеждение и на отношение к нему (поведенческая составляющая)» [4].
С точки зрения системного подхода самосознание представляется в виде системы, выраженной, по мнению В.Н. Садовского, как «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство» [2]. С этой позиции самосознание является поздним продуктом развития личности. Как утверждает И.И. Чеснокова [5], для его становления требуется сформированность таких свойств мышления, как абстракция и обобщение, которые необходимы человеку для составления представления о своем «Я», отличном от «Я» другого.
В данной работе мы будем опираться на понимание самосознания как «результат развития личности, процесс осознанного отношения человека к самому себя, выражающегося в самооценивании данного отношения и регуляции на его основе действий и поведения»[6, С. 16].
В педагогике проблему, связанную с формированием исторического самосознания, рассматривали и рассматривают и с позиции теории, и с позиции практики. В свете этого можно упомянуть исследования Ю.П. Азарова, С.И.Королёва, Л.М.Лунина, Ю.М.Орлова и других. Во всех этих работах историческое самосознание у ребенка рассматривается как единство трех компонентов: познавательного (когнитивного), эмоционально-нравственного и поведенческого.
Первый компонент связан с информационной базой, отражающей содержание истории страны, мира; народа, края, региона, города; района; школы, семьи.
Эмоционально-нравственный компонент отражает ценности, идеалы, мотивы, установки, желания и стремления личности к самопониманию, саморазвитию, к самореализации через участие в живом историческом процессе.
Поведенческий компонент связан с психологической готовностью личности к реализации своих функций участника исторического процесса. Он выражается в конкретных действиях, поступках, поведении человека.
Ориентируясь на эти компоненты осуществляется работа по формированию исторического самосознания в школе. Однако, историческое самосознание формируется по мере взросления человека и на каждом возрастном этапе действуют свои психологические закономерности и механизмы.
Кон И.С. считал, что «осознание себя в качестве объекта и субъекта культуры и истории в большей степени происходит в младшем подростковом возрасте (10 лет)» [7]. Об этом говорят и исследования таких авторов, как Р.Н. Абдеева, Б.А.Грушина, Э.В. Ильенкова. Ими выделено, что «осознание личностью своей этнокультурной исторической принадлежности, своей связи с её прошлым и настоящим историческим развитием всего комплекса Я-концепции достигается с помощью целенаправленного приобщения человека к истории родного края, Отечества, культурно-историческим ценностям микросоциума»[7].
Возрастные особенности младшего школьника связаны и с тем, что именно в этот период, расширяется круг общения ребенка. «При вступлении в общественную среду - как отмечает В.Н. Костиников, - у ребенка возникает потребность в знаниях, способствующих к его приобщению к отношениям в микро социуме. Так как в начальной школе создаётся благоприятные условия для сознательного принятия духовных ценностей, в процессе воспитания у младшего школьника возникнет интерес к различию поколений, что приведёт к необходимости поиска объяснения событий современности через обращение к прошлому».
О сензитивности возраста детей начальной школы в процессе исторического самосознания говорили и другие ученые. По их мнению, формирование таких компонентов исторического самосознания как «влияние формируемого качества на жизненную позицию, ценностные ориентации и идеалы, признание заслуг старшего поколения в жизни общества» — наиболее активно протекает в младшем школьном возрасте [7].
Процесс самоосознания личности школьника В.Н. Костиников выразил в объединении социальных ролей: «Как члена детского сообщества, владеющего культурой межличностных отношений и готового реализовывать и защищать свои права и интересы в среде сверстников и взрослых; как воспитанника школы, гимназии или другого учебного заведения, знакомого с историей своей школы, развивающего её традиции; как жителя своего родного города, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего усилия к его развитию; как жителя своего родного края, области; как россиянина, гражданина своего Отечества, способного интегрировать мировую культуру, не теряя национальной самобытности; как человека, ощущающего себя гражданином мира» [2].
В процессе формирования исторического самосознания следует исходить из компонентов которые включены в феномен исторического самосознания. Применительно к младшему школьному возрасту Н.Г. Павлютина выделяет четыре таких компонента: эмоциональный, когнитивный, праксеологический и коммуникативный:
«Эмоциональный компонент предполагает формирование родственных, патриотических и интернациональных чувств и связанных с ним системных личностных качеств. Он направлен на осознание школьниками себя как участника земной цивилизации, представителя своей эпохи, гражданина своей страны, жителя города, члена коллектива.
Когнитивный компонент связан с системой знаний исторического, культурологического, психологического и практического свойства.
Праксеологический компонент обеспечивает единство сознания и поведения, самоуправления деятельностью и общением.
Коммуникативный требует формирования социального опыта взаимодействия на разных уровнях: в обществе, в группе, в семье, с отдельным человеком».
С позиций системного подхода автор выделяет 3 характеристики исторического самосознания младших школьников: «взаимосвязь компонентов исторического самосознания, их соответствие возрастным характеристикам; составляющие Я-концепции, которые развиваются в процессе взаимодействия школьника с микросоциумом; определяемость исторического самосознания особенностями его воспитания».
Под определяемостью в данном случае понимают противоречивость чувств школьника, осознания сопричастности к прошлому и недостаток знаний для этого; также относят многоуровневый характер связи компонентов эмоций и разума Я-концепции, переплетение индивидуального и социального опыта; психологическую сложность; выделение всех видов субъектности таких как я-они, Я прошлое - Я будущее личности.
В младшем школьном возрасте В.Н. Костиниковым выделяются 4 стадии формирования исторического самосознания:
1. Осуществление социализации в учебной деятельности учащихся.
2. Вхождение развивающейся личности в зону ближайшего социального окружения в качестве субъекта деятельности и отношений, в которых формируется идеал образа жизни и поведения, что достигается в клубной исследовательской краеведческой работе.
3. Соединение миропонимания и самопознания личности как основысвязи исторического сознания и самосознания; чему могут способствовать разнообразные приемы индивидуальной работы с учащимися.
4. Умение создавать новые духовные ценности, что может быть достигнуто взаимодействием индивидуальной, учебной и клубной работы.
Признаком сформированности исторического самосознания у младшего школьника В.Н. Костиников считает «духовную сопричастность к историческому прошлому социокультурного окружения и ориентация на идеал гражданина своего Отечества» [7]. Автор отмечает, что историческое самосознание младшего школьника связано с личностным самосознанием, а именно самопознанием, самоотношением, самокритичностью, объективной самооценкой в целом. Именно поэтому в работе по формированию исторического самосознания с младшими школьниками важно способствовать успешному формированию таких психологических новообразований, как рефлексия и самооценка, которые лежат в основе самопознания ребенка.
Итак, рассмотрев особенности процесса формирования исторического самознания у младших школьников, можно сделать вывод, что этот процесс берет свое начало именно в этот возрастной период. При этом показателями сформированности этого явления принято считать сформированность у ребенка начальной школы:
системы знаний исторического, культурологического, психологического и практического свойства
(о семье (родословная, генеалогическое дерево);
о родном городе; о мире в целом
);
родственных, патриотических и интернациональных чувств и связанных с ним системных личностных качеств;
единство сознания и поведения, самоуправления деятельностью и общением;
социального опыта взаимодействия на разных уровнях: в обществе, в группе, в семье, с отдельным человеком.
Внеурочная деятельность в форме кружковой работы воспитывает у младших школьников чувства уважения, сопричастности к жизни окружающего мира, истории народа, пробуждает сохранять и приумножать лучшее в этом мире. Во внеурочной деятельности у детей возникает возможность соприкоснуться с далеким прошлым своей родины. На внеурочных занятиях дети могут узнать историю возникновения родного города, могут исследовать свою родословную, традиции своей семьи, могут принять участие в подготовке и проведении народных праздников, изучить культуру родного края. Внеурочная деятельность развивает способности обучающихся и является способом проявления личностных качеств.
Таким образом, на начальном этапе формирования исторического самосознания наибольшие возможности для этой работы предоставляет внеурочная деятельность. Одним из направлений организации внеурочной деятельности является духовно-нравственное воспитание, способствующее развитию исторического самосознания.
Библиографический список
1. Бийгелдиева, Н. А. Теоретические разработки в обучении связной речи / Н. А. Бийгелдиева. // Молодой ученый. — 2016. — № 20.1 (124.1). — С. 22-24. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/124/28657/.
2. Грищенко, И.И. Функции и разновидности речи / И.И. Грищенко // Начальная школа. – 2011. – №6. – С. 34-36.
3. Изучение связной речи младших школьников/ Овсянникова С.А. – 2014. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-svyaznoy-rechi-mladshih-shkolnikov.
4. К проблеме формирования лексических навыков при обучении иноязычной терминологии в неязыковом вузе/ Н. А. Гриднева //Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – 2017. – Режим доступа: // https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32239278.
5. Карпова, А. А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе / А. А. Карпова. // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 133-138. — Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1699/.
6. Tворческий отчет ФСТ/ Куртямова Т. В. — 2012. — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/12/04/tvorcheskiy-otchet-fst.
7. Терещенко У.А. Применение функционально-смысловых таблиц в формировании коммуникативной компетенции обучающихся колледжа // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5(21). – Новосибирск: СибАК, 2015.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат