ОСЕБЕННОСТИ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДОУ)
Осколкова Евгения Юрьевна, воспитатель
МАДОУ Детский сад № 150, г. Екатеринбург
Аннотация. В статье рассматриваются особенности работы с гиперактивными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Описываются типичные черты детей с гиперактивностью, ключевые подходы и методы работы с ними, а также роль воспитателя в адаптации гиперактивных детей к образовательной среде. В статье приводятся эффективные педагогические приёмы, направленные на развитие самоконтроля, социализации и успешной интеграции гиперактивных детей в коллектив сверстников.
Ключевые слова: гиперактивные дети, дошкольное образовательное учреждение, воспитание, методы работы, педагогические приёмы, адаптация.
Гиперактивные дети, часто диагностируемые с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), требуют особого подхода в условиях ДОУ. Эти дети отличаются повышенной возбудимостью, импульсивностью, нарушением концентрации внимания, что приводит к трудностям в обучении и взаимодействии с окружающими. В условиях детского сада важно выстроить грамотную работу, направленную на помощь таким детям в преодолении трудностей и создании благоприятных условий для их развития.
Основной задачей воспитателя становится создание среды, в которой гиперактивные дети смогут развивать самоконтроль, учиться взаимодействовать с другими детьми, принимать правила и постепенно формировать необходимые навыки саморегуляции. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и разрабатывать стратегии, которые будут учитывать их потребности.
Гиперактивность выражается в высокой физической активности, импульсивности, неспособности сосредоточиться на одном задании. Гиперактивные дети часто не могут долго сидеть на месте, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой и часто проявляют непослушание в ответ на просьбы взрослых. Им сложно организовать свою деятельность и придерживаться заданного плана.
Эти особенности могут вызывать трудности не только в образовательной среде, но и в социальном взаимодействии, так как гиперактивные дети могут мешать другим детям, нарушать правила игры или урока, что может привести к конфликтам. Важно, чтобы воспитатели понимали, что гиперактивность – это не осознанное поведение ребенка, а результат его особенностей развития.
Для успешной работы с гиперактивными детьми необходимо учитывать следующие ключевые принципы:
Гиперактивные дети нуждаются в стабильности и структурированности. Четкий и предсказуемый распорядок дня помогает таким детям лучше ориентироваться в происходящем, снижает их тревожность и повышает способность к выполнению заданий. Важно, чтобы расписание занятий, игр и перерывов было постоянным и подкреплялось визуальными подсказками, такими как графики или картинки.
Гиперактивные дети часто реагируют на внешние раздражители более активно, чем их сверстники. В связи с этим важно создать для них спокойную, не перегруженную лишними стимулами среду. Например, в помещении, где проходят занятия, должно быть минимум отвлекающих факторов: ярких игрушек, громких звуков и динамичных картинок. Чем меньше внешних стимулов, тем легче гиперактивному ребенку сосредоточиться на текущей деятельности.
Гиперактивные дети часто сталкиваются с негативной реакцией окружающих на своё поведение. Важно поддерживать позитивное отношение к ребёнку, замечая его успехи и достижения, даже если они кажутся незначительными. Позитивное подкрепление (похвала, небольшие награды) помогает детям осознавать, какое поведение от них ожидается, и мотивирует их к самоконтролю.
Для гиперактивных детей важно организовывать достаточное количество двигательной активности в течение дня. Подвижные игры, физические упражнения и прогулки помогают направить их энергию в позитивное русло.
Важно предоставлять такие виды активности, которые не только снимают излишнее напряжение, но и способствуют развитию моторики и координации движений.
Один из ключевых аспектов работы с гиперактивными детьми — это обучение их навыкам саморегуляции. Важно вводить в занятия элементы, которые помогут детям развивать способность контролировать свои действия. Для этого можно использовать дыхательные упражнения, игровые задания на концентрацию внимания и релаксацию. Например, игры, которые требуют от детей сосредоточенности и умения следовать инструкциям, могут постепенно развить у них навыки самоконтроля.
Работа с гиперактивными детьми требует тесного сотрудничества с их родителями. Родители должны быть вовлечены в процесс воспитания и поддержания установленных правил дома. Важно, чтобы родители понимали, как лучше взаимодействовать с ребёнком, и были готовы применять рекомендации, которые даёт воспитатель. Педагоги могут проводить индивидуальные консультации, где обсуждаются успехи ребёнка, трудности и способы их преодоления.
Кроме того, важно предоставлять родителям информацию о необходимости создания дома спокойной и предсказуемой среды, поддержания чёткого распорядка дня и положительного подкрепления.
Гиперактивные дети часто сталкиваются с трудностями в отношениях с ровесниками. Воспитатель должен помогать им устанавливать социальные связи, учить правилам общения и следить за тем, чтобы в группе не возникали конфликты. Для этого важно организовывать игры и мероприятия, направленные на коллективное взаимодействие, командные игры и проекты, которые способствуют социальной интеграции гиперактивных детей.
В заключение можно отметить, что работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ требует от воспитателя не только профессиональных знаний, но и терпения, гибкости и умения находить подход к каждому ребенку. Правильная организация образовательного процесса, поддержка родителей и создание благоприятной среды помогут таким детям справляться с трудностями, развивать самоконтроль и успешно интегрироваться в образовательную и социальную среду. Важно, чтобы воспитатели продолжали развивать свои профессиональные навыки, изучали новые методы работы и поддерживали положительное взаимодействие с семьей.
Список литературы
1. Андреева, О. В. Подходы к работе с гиперактивными детьми в дошкольном учреждении. / Вопросы педагогики. 2021, № 6, с. 34-39.
2. Горохова, М. С. Проблемы социализации детей с СДВГ в детском саду. /Современные исследования в образовании. 2019, № 2(3), с. 25-31.
5. Чернова, Л. А. Стратегии взаимодействия с родителями детей с гиперактивностью. /Психологические науки и образование. 2018, № 10(4), с. 44-49.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат