ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Талышева Алина Константиновна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ 45 г. Владимира
Аннотация: Формирование функциональной грамотности младших школьников — одна из актуальных задач современного образования, способствующая развитию у детей навыков, необходимых для успешной жизни в социуме. В статье рассматриваются ключевые аспекты формирования функциональной грамотности, включая её определение, важность для обучающихся и подходы к её развитию в рамках образовательного процесса. Описаны методы и стратегии, которые помогут учителям начальных классов интегрировать элементы функциональной грамотности в учебный процесс, а также примеры практических заданий, направленных на развитие данной компетенции у детей.
Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, образовательный процесс, навыки, интеграция, практические задания.
В современном образовательном пространстве акцент на функциональную грамотность становится все более заметным. Этот термин подразумевает умение человека применять свои знания и навыки в реальных жизненных ситуациях, а также способность к самостоятельному решению проблем. Для младших школьников формирование функциональной грамотности имеет особое значение, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы их дальнейшего обучения и развития.
Функциональная грамотность охватывает несколько ключевых компонентов: читательскую, математическую, цифровую и финансовую грамотности. Эти виды грамотности помогают детям не только в учебе, но и в повседневной жизни. Например, читательская грамотность способствует развитию умения анализировать и интерпретировать информацию, математическая грамотность помогает решать практические задачи, а цифровая грамотность — уверенно использовать современные технологии для поиска и обработки информации.
Важно отметить, что формирование функциональной грамотности младших школьников не сводится только к усвоению учебного материала. Это процесс, требующий активного участия самих детей и создания в классе атмосферы, способствующей обучению. Учителю необходимо использовать разнообразные методы и приемы, которые помогут детям не только усвоить знания, но и применить их на практике.
Одним из подходов к формированию функциональной грамотности является проектная деятельность. Проекты могут быть организованы в разных форматах: индивидуальных, парных или групповых. Например, в рамках проекта "Наши любимые книги" ученики могут выбирать книги для чтения, изучать их содержание, готовить мини-презентации и представлять их своим одноклассникам. Такой подход не только развивает читательскую грамотность, но и способствует улучшению навыков публичных выступлений, работы в команде и критического мышления.
Еще одним эффективным способом является использование практических заданий. Важно, чтобы задания были связаны с реальной жизнью и интересами детей. Например, можно провести урок, посвященный планированию бюджета на классный праздник. Учащиеся смогут изучить цены на товары, рассчитать общий бюджет, распределить средства. Это поможет им развить математическую грамотность и научиться принимать обоснованные решения.
Кроме того, актуальными являются задачи на сопоставление, классификацию и анализ информации. Например, учитель может предложить детям разобраться в том, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья, и оформить результаты в виде таблицы или коллажа. Это не только развивает критическое мышление, но и помогает детям научиться работать с информацией.
Интеграция цифровых технологий в учебный процесс также способствует формированию функциональной грамотности. Использование интерактивных приложений и образовательных платформ позволяет детям развивать навыки работы с информацией в цифровом формате. Например, можно использовать образовательные игры, которые требуют от детей умения быстро находить нужную информацию, принимать решения и обосновывать свой выбор.
Работа с текстами различных жанров — ещё один способ развивать функциональную грамотность. Чтение и анализ информационных статей, инструкций, рекламных материалов помогает детям учиться понимать, анализировать и интерпретировать информацию, что важно для формирования читательской грамотности. Можно предложить детям составить собственные тексты: инструкции, описания, заметки, что не только развивает творческое мышление, но и учит структурировать информацию.
Важной составляющей процесса формирования функциональной грамотности является работа с родителями. Учителю следует информировать родителей о значении функциональной грамотности и вовлекать их в образовательный процесс. Это можно делать через проведение совместных мероприятий, например, открытых уроков или мастер-классов, где родители смогут увидеть, как можно развивать функциональную грамотность в повседневной жизни.
Таким образом, формирование функциональной грамотности младших школьников является важной задачей, требующей комплексного подхода. Использование проектной деятельности, практических заданий, интеграция цифровых технологий и работа с текстами — все эти методы способствуют развитию у детей навыков, необходимых для успешной жизни. Учителю начальных классов важно создать атмосферу, в которой каждый ребенок сможет реализовать свой потенциал, научиться принимать обоснованные решения и активно участвовать в жизни общества. Формирование функциональной грамотности не только обогащает учебный процесс, но и закладывает основы для дальнейшего развития ребенка как самостоятельной и ответственной личности.
Список литературы
Николина, В. В. Развитие функциональной грамотности обучающихся в образовательном процессе / В. В. Николина // Нижегородское образование. — 2021. — № 1. — С. 4—13.
Стрельникова Л.Н., Журавлева В.В. Модель формирования функциональной грамотности младших школьников // МНКО. 2021. №2 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения:
16
.10.2024).
Формирование функциональной грамотности через учебную деятельность / О. В. Зотова, С. А. Калинина, М. Р. Низамова [и др.]. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 48-53. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111794/ (дата обращения: 16.10.2024).
Функциональная грамотность младшего школьника; книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э Кочурова, М.И. Кузнецова и др.; под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник:
Вентана
-Граф, 2018. 288 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат