ПРИМЕНЕНИЕ ПЛАССОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С УЧАЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Коновалова Лариса Леонидовна, педагог-психолог
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Назаровская школа"
Аннотация: Статья посвящена применению плассотерапии в работе с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения. В ней рассматривается влияние плассотерапии на эмоционально-волевую сферу детей, а также методы и приемы, способствующие улучшению их психологического состояния. Описываются практические аспекты внедрения данной методики в коррекционные занятия, а также ее значимость для формирования навыков саморегуляции и социальной адаптации. Статья подчеркивает роль педагога-психолога в организации таких занятий и дает рекомендации по их проведению.
Ключевые слова: плассотерапия, эмоционально-волевая сфера, интеллектуальные нарушения, коррекционные занятия, педагог-психолог.
В современной системе образования особое внимание уделяется детям с интеллектуальными нарушениями, которые сталкиваются с различными трудностями в обучении и социализации. Эмоционально-волевая сфера этих детей часто страдает, что влияет на их поведение, отношения с окружающими и общее качество жизни. В связи с этим важно использовать эффективные методы коррекции, которые помогут детям развивать эмоциональную устойчивость, волевые качества и навыки саморегуляции. Одним из таких методов является плассотерапия.
Плассотерапия представляет собой метод песочной терапии, основным инструментом которого является пластично-подвижный песок. Этот материал уникален по своему составу и качественным характеристикам. Полимеры и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, но в тоже время позволяют песку легко менять свою структуру, что делает его универсальным арт-терапевтическим инструментом многоразового использования. Кроме того, пластично-подвижный песок способствует развитию мелкой моторики и креативного мышления. Плассотерапия включает в себя как творческую деятельность, так и коррекционные элементы, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы.
На индивидуальных занятиях с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения, плассотерапия может оказать положительное влияние на их эмоциональное состояние. При работе с пластичным песком дети имеют возможность не только создать что-то новое, но и выразить свои эмоции через творчество. Это позволяет снизить уровень тревожности, улучшить настроение и повысить самооценку. Плассотерапия может служить формой самовыражения, что особенно важно для детей, у которых возникают трудности в вербальном общении.
Одним из основных аспектов применения плассотерапии является создание безопасной и доверительной атмосферы. Педагог-психолог должен быть внимательным к эмоциональным состояниям ребенка, создавать условия для свободного самовыражения и поддерживать положительное восприятие процесса. Поскольку дети с интеллектуальными нарушениями могут испытывать затруднения в восприятии инструкций и заданий, педагог должен использовать простые и понятные формулировки, демонстрировать действия и предоставлять поддержку в процессе творчества.
На занятиях с использованием плассотерапии можно применять различные техники и приемы. Например, можно предложить детям создать свои «эмоциональные маски», которые отражают их чувства и переживания. Это позволяет детям более глубоко осознать свои эмоции и научиться их выражать. Педагог может задать вопросы о том, что изображает маска, и какие чувства она вызывает. Этот прием способствует развитию эмоциональной осведомленности и саморегуляции.
Другой интересный подход заключается в создании «сказочных персонажей», с помощью которых дети могут рассказать свои истории. Например, дети могут создать героев, которые переживают трудности и преодолевают препятствия. Это не только развивает творческое мышление, но и помогает детям осознать свои переживания через призму вымышленного мира, что способствует их эмоциональной разгрузке.
Плассотерапия также может быть интегрирована с другими методами коррекционной работы. Например, использование сказкотерапии в сочетании с лепкой позволяет углубить процесс осознания эмоций. Дети могут создать персонажа из сказки и вместе с педагогом обсудить его переживания и действия. Такой подход способствует не только коррекции эмоциональной сферы, но и развитию социальных навыков.
Важным элементом занятий является обратная связь. Педагог должен поощрять детей делиться своими мыслями и чувствами, связанными с процессом творчества. Это помогает детям развивать навыки коммуникации и осознанности, а также укрепляет связь с педагогом. Обсуждение результатов работы, хваление и положительное подкрепление играют важную роль в мотивации детей и укреплении их самооценки.
Применение плассотерапии в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальными нарушениями требует от педагога-психолога гибкости и индивидуального подхода. Важно учитывать особенности каждого ребенка, его интересы и уровень развития. Разработка индивидуальных программ занятий с учетом потребностей и возможностей детей поможет достичь более значительных результатов в их эмоциональном и социальном развитии.
В заключение, плассотерапия представляет собой эффективный метод коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальными нарушениями. Она позволяет создать безопасную и доверительную атмосферу, способствует развитию эмоциональной осведомленности, волевых качеств и социальных навыков. Педагог-психолог, использующий плассотерапию, играет ключевую роль в поддержке детей, помогая им справляться с трудностями и адаптироваться в обществе. Применение данного метода в индивидуальных занятиях может существенно улучшить качество жизни детей и способствовать их успешной социализации.
Список литературы
Артпедагогика
и
арттерапия
в специальном и инклюзивном образовании: учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Медведева [и др.
] ;
под редакцией Е. А. Медведевой. — 2-е изд.,
испр
. и доп. —
Москва :
Издательство
Юрайт
, 2024. — 274 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07554-0.
Вараксина, А. В. Плассотерапия как средство работы со страхами / А. В. Вараксина, О. Е. Ляпунова. —
Текст :
непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы IV
Междунар
. науч.
конф
. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). —
Москва :
Буки-Веди, 2015. — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/9092/ (дата обращения: 16.10.2024).
Нетрадиционные методы коррекции нарушений: учебное пособие /Т.Г. Неретина. -
Магнитогорск: Магнитогорск. гос.
техн
. ун-т им Г.И. Носова», 2015 – 157 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат