Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Применение плассотерапии в коррекции эмоционально-волевой сферы на индивидуальных занятиях с учащимися с интеллектуальными нарушениями. Работа №72908

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Применение плассотерапии в коррекции эмоционально-волевой сферы на индивидуальных занятиях с учащимися с интеллектуальными нарушениями
Работа:

ПРИМЕНЕНИЕ ПЛАССОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С УЧАЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

 

Коновалова Лариса Леонидовна, педагог-психолог

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Назаровская школа"

 

Аннотация: Статья посвящена применению плассотерапии в работе с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения. В ней рассматривается влияние плассотерапии на эмоционально-волевую сферу детей, а также методы и приемы, способствующие улучшению их психологического состояния. Описываются практические аспекты внедрения данной методики в коррекционные занятия, а также ее значимость для формирования навыков саморегуляции и социальной адаптации. Статья подчеркивает роль педагога-психолога в организации таких занятий и дает рекомендации по их проведению.

Ключевые слова: плассотерапия, эмоционально-волевая сфера, интеллектуальные нарушения, коррекционные занятия, педагог-психолог.

 

В современной системе образования особое внимание уделяется детям с интеллектуальными нарушениями, которые сталкиваются с различными трудностями в обучении и социализации. Эмоционально-волевая сфера этих детей часто страдает, что влияет на их поведение, отношения с окружающими и общее качество жизни. В связи с этим важно использовать эффективные методы коррекции, которые помогут детям развивать эмоциональную устойчивость, волевые качества и навыки саморегуляции. Одним из таких методов является плассотерапия.

Плассотерапия представляет собой метод песочной терапии, основным инструментом которого является пластично-подвижный песок. Этот материал уникален по своему составу и качественным характеристикам. Полимеры и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, но в тоже время позволяют песку легко менять свою структуру, что делает его универсальным арт-терапевтическим инструментом многоразового использования. Кроме того, пластично-подвижный песок способствует развитию мелкой моторики и креативного мышления. Плассотерапия включает в себя как творческую деятельность, так и коррекционные элементы, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы.

На индивидуальных занятиях с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения, плассотерапия может оказать положительное влияние на их эмоциональное состояние. При работе с пластичным песком дети имеют возможность не только создать что-то новое, но и выразить свои эмоции через творчество. Это позволяет снизить уровень тревожности, улучшить настроение и повысить самооценку. Плассотерапия может служить формой самовыражения, что особенно важно для детей, у которых возникают трудности в вербальном общении.

Одним из основных аспектов применения плассотерапии является создание безопасной и доверительной атмосферы. Педагог-психолог должен быть внимательным к эмоциональным состояниям ребенка, создавать условия для свободного самовыражения и поддерживать положительное восприятие процесса. Поскольку дети с интеллектуальными нарушениями могут испытывать затруднения в восприятии инструкций и заданий, педагог должен использовать простые и понятные формулировки, демонстрировать действия и предоставлять поддержку в процессе творчества.

На занятиях с использованием плассотерапии можно применять различные техники и приемы. Например, можно предложить детям создать свои «эмоциональные маски», которые отражают их чувства и переживания. Это позволяет детям более глубоко осознать свои эмоции и научиться их выражать. Педагог может задать вопросы о том, что изображает маска, и какие чувства она вызывает. Этот прием способствует развитию эмоциональной осведомленности и саморегуляции.

Другой интересный подход заключается в создании «сказочных персонажей», с помощью которых дети могут рассказать свои истории. Например, дети могут создать героев, которые переживают трудности и преодолевают препятствия. Это не только развивает творческое мышление, но и помогает детям осознать свои переживания через призму вымышленного мира, что способствует их эмоциональной разгрузке.

Плассотерапия также может быть интегрирована с другими методами коррекционной работы. Например, использование сказкотерапии в сочетании с лепкой позволяет углубить процесс осознания эмоций. Дети могут создать персонажа из сказки и вместе с педагогом обсудить его переживания и действия. Такой подход способствует не только коррекции эмоциональной сферы, но и развитию социальных навыков.

Важным элементом занятий является обратная связь. Педагог должен поощрять детей делиться своими мыслями и чувствами, связанными с процессом творчества. Это помогает детям развивать навыки коммуникации и осознанности, а также укрепляет связь с педагогом. Обсуждение результатов работы, хваление и положительное подкрепление играют важную роль в мотивации детей и укреплении их самооценки.

Применение плассотерапии в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальными нарушениями требует от педагога-психолога гибкости и индивидуального подхода. Важно учитывать особенности каждого ребенка, его интересы и уровень развития. Разработка индивидуальных программ занятий с учетом потребностей и возможностей детей поможет достичь более значительных результатов в их эмоциональном и социальном развитии.

В заключение, плассотерапия представляет собой эффективный метод коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальными нарушениями. Она позволяет создать безопасную и доверительную атмосферу, способствует развитию эмоциональной осведомленности, волевых качеств и социальных навыков. Педагог-психолог, использующий плассотерапию, играет ключевую роль в поддержке детей, помогая им справляться с трудностями и адаптироваться в обществе. Применение данного метода в индивидуальных занятиях может существенно улучшить качество жизни детей и способствовать их успешной социализации.

 

Список литературы

 

Артпедагогика

и

арттерапия

в специальном и инклюзивном образовании: учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Медведева [и др.

] ;

под редакцией Е. А. Медведевой. — 2-е изд.,

испр

. и доп. —

Москва :

Издательство

Юрайт

, 2024. — 274 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07554-0. 

Вараксина, А. В. Плассотерапия как средство работы со страхами / А. В. Вараксина, О. Е. Ляпунова. —

Текст :

непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы IV

Междунар

. науч.

конф

. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). —

Москва :

Буки-Веди, 2015. — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/9092/ (дата обращения: 16.10.2024).

Нетрадиционные методы коррекции нарушений: учебное пособие /Т.Г. Неретина. -

Магнитогорск: Магнитогорск. гос.

техн

. ун-т им Г.И. Носова», 2015 – 157 с.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×