Роль игр в развитии функциональной грамотности
у детей с УО: методики и примеры
Фукалова Светлана Алексеевна,
учитель начальных классов
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Шарьинская школа-интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Аннотация. В статье рассматривается, как различные игровые методики помогают детям с умственной отсталостью усваивать новые знания и навыки, улучшать социальные взаимодействия и развивать критическое мышление. Приводятся примеры игр, которые эффективно используются в образовательном процессе и помогают формировать необходимые компетенции у детей с УО.
Ключевые слова: функциональная грамотность, игры, дети с умственными отклонениями, методики, обучение.
Игры являются незаменимым инструментом в процессе обучения детей с умственной отсталостью. Они не только делают занятия интересными и увлекательными, но и способствуют развитию функциональной грамотности, которая включает в себя умение читать, писать, считать и использовать полученные знания в повседневной жизни. В отличие от традиционных методов обучения, игры позволяют детям усваивать информацию в более естественной и расслабленной обстановке, что значительно увеличивает эффективность образовательного процесса.
Одним из ключевых аспектов игр является то, что они активизируют процесс обучения, способствуя глубокому погружению ребенка в изучаемый материал. Игровая форма работы помогает детям не только лучше запоминать информацию, но и применять ее на практике. Например, для развития навыков чтения можно использовать игру «Читай и найди». В этой игре дети получают карточки с текстами, из которых нужно выбрать подходящие слова для составления предложений. Это не только развивает навыки чтения, но и помогает детям научиться работать с текстом, анализировать и извлекать из него необходимую информацию.
Важным моментом является то, что игры могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповые игры способствуют развитию социальных навыков и умению работать в команде. Например, игра «Кто первый?», где дети по очереди задают вопросы друг другу по теме урока, развивает их умение слушать и отвечать на вопросы, а также стимулирует взаимодействие между детьми.
Игры также могут быть использованы для обучения математике. Методика «Математический магазин» позволяет детям на практике применять свои знания о числах и арифметических действиях. В этой игре дети могут «покупать» и «продавать» различные товары, используя фишки или игрушечные деньги. Это помогает им развивать не только математические навыки, но и понимание экономических основ, таких как обмен и цена.
Кроме того, игры могут быть направлены на развитие критического мышления. Например, игра «Сказочный детектив» включает в себя решение различных загадок и задач, связанных с известными сказками. Дети анализируют сюжет, выдвигают гипотезы и ищут доказательства, что развивает их умение критически подходить к информации и делать выводы.
Актуально использовать игры для формирования навыков письма. Игровая методика «Словесный конструктор» включает в себя создание предложений из случайно выбранных слов. Эта игра помогает детям развивать креативность, а также улучшает навыки построения предложений и расширяет словарный запас.
Важно отметить, что для детей с УО необходимо создавать адаптированные версии игр, учитывающие их индивидуальные особенности и уровень развития. Например, в игре «Сказочный детектив» можно использовать более простые сюжеты и подсказки, чтобы сделать игру доступной для всех участников. Адаптация игр также может включать в себя использование визуальных материалов, таких как картинки и схемы, что поможет детям лучше усваивать информацию и ориентироваться в заданиях.
Внедрение игр в образовательный процесс требует от педагога гибкости и креативности. Учитель должен уметь быстро реагировать на потребности и интересы детей, адаптируя игровые задания под конкретную ситуацию. Например, если дети проявляют интерес к определенной теме, учитель может разработать игру, основанную на этом материале, чтобы поддержать их интерес и желание учиться.
Игры могут быть также интегрированы в разные предметные области. Например, на уроках окружающего мира можно использовать игру «Экологический детектив», где дети должны выяснить, что происходит с природой, основываясь на фактах и улик. В результате они развивают свои знания о природе и учатся делать выводы.
Кроме того, игры способствуют развитию эмоциональной сферы детей. Игровая деятельность помогает детям лучше осознавать свои чувства и выражать эмоции. Например, в игре «Эмоциональный куб» дети бросают кубик с изображениями различных эмоций и обсуждают, как они могут проявляться в повседневной жизни. Это способствует развитию эмоциональной интеллигентности и умения взаимодействовать с окружающими.
В заключение, игры играют ключевую роль в развитии функциональной грамотности у детей с умственными отклонениями. Они делают обучение увлекательным, активным и интерактивным, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию необходимых жизненных навыков. Использование различных игровых методик позволяет педагогам создавать благоприятную атмосферу для обучения, поддерживать интерес детей и формировать их уверенность в себе. Таким образом, игры являются не только важным элементом образовательного процесса, но и мощным инструментом для развития функциональной грамотности и социальной адаптации детей с УО.
Список литературы
Кантаева
Т.А.,
Иргашева
Т.Г.
И
гровые приемы в формировании функциональной грамотности мла
дших школьников // Вестник науки. 2024. №5 (74).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-priemy-v-formirovanii-funktsionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov
Муромцева, О. В. Игровые технологии в начальной школе / О. В. Муромцева. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL:
https://moluch.ru/archive/114/29765/
Харабаджах
М.Н. Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе начального образования // Педагогический вестник.
2020. №12. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-tehnologii-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse-nachalnogo-obrazovaniya
Эшкинина
, Д. С. Включение элементов функциональной грамотности на занятиях с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения / Д. С.
Эшкинина
. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 484-487. — URL:
https://moluch.ru/archive/416/92163/
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат