ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Брусенина Рея Иннокентьевна, учитель математики
МОУ "Оленегорская СОШ", Республика Саха (Якутия) с. Оленегорск
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к организации контрольной и оценочной деятельности на уроках математики. Особое внимание уделяется современным методам оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также принципам объективной оценки. Описываются традиционные и инновационные формы контроля, такие как текущий, промежуточный и итоговый контроль, а также методы самооценки и взаимной оценки. Приведены рекомендации для учителей по улучшению процесса контроля и оценки на основе анализа достижений учеников.
Ключевые слова: контроль, оценка, математика, контрольная деятельность, тестирование, самооценка, учебный процесс.
Контрольно-оценочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. В учебном процессе по математике она выполняет важные функции: выявление уровня усвоения материала, диагностика трудностей учащихся, мотивация к дальнейшему обучению и оценка качества преподавания. Эффективная организация контроля и оценки позволяет не только следить за успеваемостью учеников, но и корректировать учебные программы, подбирать подходящие методы и формы преподавания.
Существуют различные формы контроля: текущий, промежуточный и итоговый. Однако не менее важным является и то, каким образом строится процесс оценки знаний, какие критерии и методики используются. Современные подходы к оценке знаний по математике требуют сочетания традиционных методов контроля с инновационными подходами, такими как самооценка, взаимная оценка и использование цифровых ресурсов для тестирования.
Виды и формы контроля на уроках математики
Контрольная деятельность на уроках математики включает в себя несколько основных видов контроля:
Текущий контроль: направлен на постоянное отслеживание уровня знаний и умений учащихся в процессе обучения. Он может включать в себя устные опросы, выполнение практических заданий, мини-тесты и самостоятельные работы.
Промежуточный контроль: проводится после завершения изучения определённой темы или раздела программы. Его основная цель — выявить, насколько ученики усвоили материал перед переходом к следующему этапу обучения. Промежуточный контроль чаще всего включает в себя проверочные работы, тесты или задания на решение задач.
Итоговый контроль: осуществляется в конце учебного периода (четверть, полугодие, год) и представляет собой комплексную проверку знаний и умений учащихся по изученному материалу. Это могут быть контрольные работы, тестирование, а также устные экзамены.
Каждая из этих форм контроля имеет свои задачи и особенности, но главной целью остаётся объективная и всесторонняя оценка уровня подготовки учащихся.
Традиционные и инновационные методы оценки
Оценка знаний учащихся на уроках математики может проводиться с использованием различных методов, которые можно условно разделить на традиционные и инновационные.
Традиционные методы оценки
К традиционным методам оценки относят проверочные работы, тесты и контрольные работы, которые позволяют учителю оценить степень усвоения математических знаний и умений учащихся. Эти методы являются достаточно надёжными и проверенными временем, но они не всегда позволяют учителю получить полную картину понимания материала учеником.
Устный опрос: помогает выявить, насколько ученик понимает математические концепции и может объяснить свои действия. Однако этот метод может быть субъективным и требует времени.
Контрольные работы: позволяют оценить уровень практических навыков, таких как решение задач и применение теоретических знаний.
Тесты: способствуют быстрой проверке знаний на основе стандартизированных вопросов, но могут не учитывать глубину понимания материала.
Инновационные методы оценки
Современные методы оценки знаний предполагают не только проверку фактических знаний, но и развитие критического мышления, самостоятельности и ответственности за результаты.
Самооценка: позволяет ученикам самостоятельно оценить свои знания и умения. Это развивает критическое мышление, ответственность за результаты работы и умение адекватно оценивать свои достижения.
Взаимная оценка: учащиеся оценивают работы друг друга по заданным критериям, что помогает им лучше понимать, как должны оцениваться их собственные работы и способствует развитию навыков критического анализа.
Электронные тесты и платформы: использование цифровых технологий для проведения контроля знаний становится всё более популярным. Такие платформы, как Moodle, Google Forms и другие, позволяют автоматизировать процесс тестирования, обеспечивая быструю и объективную оценку.
Принципы объективной оценки знаний учащихся
Для того чтобы оценочная деятельность на уроках математики была объективной и справедливой, необходимо придерживаться ряда принципов:
Чёткие критерии оценки: учащиеся должны понимать, за что им ставятся те или иные оценки. Критерии оценки должны быть прозрачными и согласованными с программными целями.
Регулярность контроля: текущий контроль должен проводиться регулярно, чтобы выявлять пробелы в знаниях на ранней стадии и корректировать процесс обучения.
Разнообразие форм контроля: использование различных методов проверки знаний (устные, письменные, тестовые задания, проектные работы) позволяет учителю всесторонне оценить достижения учащихся.
Индивидуальный подход: важно учитывать уровень подготовки каждого ученика и предоставлять возможности для дополнительной работы или корректировки знаний.
Рекомендации по улучшению контрольной деятельности
Для повышения эффективности контрольной деятельности на уроках математики учителю следует учитывать несколько аспектов:
Разнообразие форм контроля: комбинируйте разные виды контроля, чтобы оценивать не только уровень знаний, но и умения применять их на практике.
Использование самооценки и взаимной оценки: вовлекайте учащихся в процесс оценки, чтобы они учились самостоятельно анализировать свои успехи и ошибки.
Автоматизация процесса: используйте цифровые ресурсы для проведения тестирования и анализа успеваемости, чтобы сэкономить время и повысить объективность оценивания.
Ориентация на прогресс: оценивайте не только конечные результаты, но и прогресс учеников в течение учебного года, что поможет им видеть свои достижения и сохранять мотивацию к обучению.
Организация контрольной и оценочной деятельности на уроках математики играет ключевую роль в успешном усвоении материала и развитии учебных навыков учащихся. Современные методы оценки, такие как самооценка, взаимная оценка и использование цифровых технологий, позволяют сделать этот процесс более объективным и мотивирующим. Учителям математики важно сочетать традиционные и инновационные формы контроля, чтобы стимулировать учащихся к активной учебной деятельности и помочь им осознать значимость своих учебных достижений.
Список литературы
Борисова Мария Александровна Оценочный лист как средство самоконтроля и оценки знаний учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС // Наука и образование сегодня. 2020. №12 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnyy-list-kak-sredstvo-samokontrolya-i-otsenki-znaniy-uchaschihsya-na-urokah-matematiki-v-usloviyah-realizatsii-fgos
Воистинова Гюзель Хамитовна, Рахматуллина Диляфруз Хайдаровна Контрольно-оценочная деятельность на уроках математики // StudNet. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontrolno-otsenochnaya-deyatelnost-na-urokah-matematiki
Трояновская Наталья Ивановна Использование форм организации учебной деятельности в процессе формирования действий контроля и оценки учащихся при обучении математике // ИСОМ. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-form-organizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-v-protsesse-formirovaniya-deystviy-kontrolya-i-otsenki-uchaschihsya-pri-obuchenii
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат