Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Исследовательская работа на уроках в начальной школе. Работа №72982

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Исследовательская работа на уроках в начальной школе
Работа:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Новичкова Ольга Владимировна, учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7 имени Воронцова В.М., г. Воронеж
Аннотация: Статья посвящена исследовательской работе на уроках в начальной школе как важному инструменту развития критического мышления и самостоятельности у детей. Исследовательская деятельность позволяет учащимся глубже понять предмет, развивает навыки анализа, обобщения и применения знаний на практике. В статье рассматриваются основные цели и задачи внедрения исследовательских методов в образовательный процесс, а также практические примеры, демонстрирующие эффективность таких подходов. Показаны методы организации исследовательской работы и важность поддержки со стороны учителей.
Ключевые слова: исследовательская работа, начальная школа, критическое мышление, методы обучения, практические примеры.
Исследовательская работа на уроках в начальной школе представляет собой мощный инструмент для формирования у детей активной позиции в обучении. Она способствует развитию любознательности и интереса к окружающему миру, позволяя учащимся не только усваивать новые знания, но и применять их на практике. В этом контексте важным аспектом является создание атмосферы, способствующей активному поиску информации и экспериментов.
Одной из основных целей исследовательской работы является формирование у детей навыков самостоятельного поиска информации и критического осмысления полученных данных. Важно, чтобы дети не просто запоминали факты, а умели задавать вопросы, анализировать информацию и делать выводы. Для достижения этой цели учителя могут использовать разнообразные методы, включая групповые проекты, индивидуальные исследования и творческие задания.
Примером успешной исследовательской работы может служить проект, посвященный изучению окружающей природы. Учитель может предложить учащимся выбрать тему для исследования, например, "Животные нашего края". Дети могут работать в группах, собирать информацию о различных видах животных, их среде обитания и привычках. Это не только поможет им освоить материал, но и научит работать в команде, делиться идеями и слушать мнения других.
Организация исследовательской работы может включать в себя различные этапы. На первом этапе учитель объясняет учащимся, что такое исследование и как его проводить. Важно, чтобы дети понимали, какие вопросы они могут задать и как искать ответы. Это может быть достигнуто через обсуждение и анализ различных примеров. Учитель может предоставить детям простые исследовательские задания, которые помогут им освоить основные принципы работы.
На следующем этапе учащиеся выбирают тему для своего исследования. Учитель может предложить несколько вариантов или позволить детям предложить свои идеи. Важно, чтобы тема была интересна и актуальна для детей, чтобы они были мотивированы к изучению. Например, тема "Влияние погодных условий на жизнь растений" может заинтересовать детей, ведь они могут наблюдать изменения в своем окружении.
Далее следует этап сбора информации. Учитель может помочь детям научиться использовать различные источники: книги, интернет, интервью с родителями и знакомыми. Важно научить детей критически относиться к информации и проверять её достоверность. Например, можно провести урок, на котором учащиеся научатся различать факты и мнения, анализировать содержание текстов.
После сбора данных наступает этап анализа. Учащиеся должны уметь обобщать собранную информацию и делать выводы. Учитель может предложить им создать таблицы или схемы, которые помогут систематизировать данные. Важно, чтобы дети научились формулировать собственные мысли и аргументировать их. Например, они могут представить результаты своего исследования в виде презентации или стенда, что позволит другим учащимся ознакомиться с их работой.
Заключительным этапом исследовательской работы является представление результатов. Это может быть организовано в форме выставки, конференции или презентации. Учащиеся могут рассказывать о своих исследованиях, демонстрировать материалы и отвечать на вопросы. Такой формат позволяет детям развивать навыки публичного выступления, уверенности в себе и умения работать в команде.
Исследовательская работа на уроках не только обогащает знания учащихся, но и развивает у них важные жизненные навыки. Например, работа в группах формирует умение сотрудничать и делиться ответственностью. Учащиеся учатся работать с информацией, что является необходимым навыком в современном мире. Исследования показывают, что дети, которые принимают участие в исследовательской деятельности, чаще проявляют инициативу и креативность, лучше решают проблемы и легче адаптируются к новым условиям.
Внедрение исследовательской работы требует от учителей не только профессионализма, но и креативности. Педагоги должны уметь создать такие условия, при которых дети будут чувствовать себя свободно и уверенно. Это может включать в себя создание дружелюбной атмосферы в классе, использование игровых методов обучения и внедрение элементов геймификации.
Важно помнить, что исследовательская работа — это не только подготовка к урокам и выполнение заданий, но и возможность для детей проявить свои интересы и увлечения. Учителям следует поддерживать инициативу учащихся, поощрять их самостоятельность и креативность. Это поможет детям стать более уверенными в себе и активными участниками учебного процесса.
Взаимодействие с родителями играет важную роль в исследовательской деятельности. Учителя могут приглашать родителей к сотрудничеству, например, в проведении экскурсий или помощи в сборе информации. Это создаёт единую образовательную среду и способствует углублению интереса детей к исследовательской работе.
Примеры успешной исследовательской деятельности могут включать не только проекты по экологии, но и исследования в области истории, искусства или литературы. Например, изучение истории своего района может побудить детей узнать больше о культуре и традициях своего народа. Они могут проводить опросы среди жителей, собирать информацию о значимых событиях и датах, что поможет им почувствовать связь с историей.
Таким образом, исследовательская работа на уроках в начальной школе является важным аспектом образования, который способствует формированию у детей не только знаний, но и навыков, необходимых для успешной жизни. Она развивает критическое мышление, креативность и уверенность в себе. Важно, чтобы учителя создавали условия, способствующие исследовательской деятельности, поддерживали инициативу и интерес детей, а также привлекали родителей к сотрудничеству. В результате дети станут не только успешными учащимися, но и активными участниками общества, способными самостоятельно искать ответы на вопросы и принимать взвешенные решения.
Список литературы
Первова Г.М., Гутарин М.М. Метод проектов в современной начальной школе // Вестник ТГУ. 2019. №183. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-v-sovremennoy-nachalnoy-shkole
Ракитницкая Н.В. Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе // Исследователь/Researcher. 2018. №3-4 (23-24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-v-nachalnoy-shkole
Ханхабаева И. М. Опыт организации исследовательской деятельности младших школьников: организационно-методический аспект // Вестник БГУ. 2014. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-organizatsionno-metodicheskiy-aspekt
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×