Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Роль преподавателя в новой образовательной среде. Работа №72990

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Роль преподавателя в новой образовательной среде
Работа:

“Содержание виртуального, цифрового пространства имеет важнейшее значение и для благополучия, и для безопасности наших детей.

И в этой сфере они должны быть надежно защищены.”

В.В.Путин

 

 

Роль преподавателя в новой образовательной среде.

 

С.В. Корнилова, преподаватель математики

ФГКОУ Московский кадетский корпус, пансион воспитанниц Министерства обороны РФ, г. Москва

 

 

 

За последние несколько лет на государственном уровне были созданы различные стратегии развития образования. Наиболее масштабной является

«Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [1].

Меняющийся мир всё больше цифровизуется, появляются глобально новые системы, упрощающие множество процессов, начиная с экономики, образования, медицины, заканчивая повседневно-бытовыми вопросами. Нельзя отрицать и то, что образовательная среда адаптируется к нововведениям и меняется в результате этих глобальных перемен. Речь не только о тех изменениях, что внес в образовательный процесс COVID-19, а о трансформации, пришедшей вслед за прорывами технологий.

В ближайшие годы, согласно стратегии «Цифровой трансформации образования до 2030 года» [1] постепенно внедряются и расширяют свою работу такие технологии, как искусственный интеллект («Цифровой помощник учителя»,

«Цифровой помощник ученика», «Цифровой помощник родителя»), большие данные в области системы управления в образовательной организации, системы распределённого реестра, а также облачные технологии («Библиотека цифрового образовательного контента»).

Государство ставит целью цифровой трансформации обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью [1]. Мы видим, как концентрируется внимание на формировании единой базы учебных материалов, а также на информации, имеющей отношение к участникам образовательного процесса (администрирующий аспект), происходит оцифровка и стандартизация учебного материала, забота о безопасности и эффективности работы в новых реалиях цифрового мира.

В самой природе образования заложена динамичность и адаптивность к переменам. Нас давно не удивляют и являются неотъемлемыми компонентами образовательного процесса:

-презентации к уроку;

 

-геймификация некоторых компонентов урока средствами ЦОР;

-электронные дневники и журналы;

-цифровые системы тестирования и проверки знаний;

-и другие технические средства, помогающие стать образовательному процессу эффективнее.

Кабинеты оснащены оборудованием, ПК и электронными девайсами, и все это интегрировано таким образом, что сейчас, в 2024 году мы считаем это частью традиционного образовательного процесса. Роль учителя понятна и регламентирована. Но если обернуться назад, то компьютеризация и информатизация в образовании, внедрение необходимого программного обеспечения, достижение высокого уровня цифровой грамотности педагогов и обучающихся, внедрение альтернативных способов визуализации учебной информации – было инновационным процессом, который поднимал вопрос о роли учителя в образовательном процессе, провоцировал исследования преимуществ таких технологий в обучении и появлению новых методов работы.

Что же заставляет нас вновь обратиться к вопросу роли учителя в образовательном процессе сегодня, в 2024 году и почему учителям снова нужно быть гибкими и адаптироваться к изменениям?

Во-первых, некоторые элементы цифрового мира стали приобретать стихийный характер. Обращаясь к началу своего выступления, напомню, что негативной стороной стал обширный доступ к образовательным сайтам, материалам и онлайн-проектам, во многих из которых не существовало (и нет по сей день) механизмов отбора качественного и методически выверенного, обоснованного образовательного контента. Таким образом, достоверность, точность и правомерность информации, которую собирает, обрабатывает и компилирует даже мощнейшая нейросеть, также попадает под влияние стихийного наполнения интернет-пространства данными и не верифицированным контентом.

Во-вторых, появление принципиально новых способов взаимодействия с технологиями провоцирует и новое семантическое поле терминов: «цифровая идентичность», «цифровое обучение», «киберсоциализация», «цифровая дидактика», и т.д.[3] Технологизация переходит от простого дублирования привычных действий (таких как, например, заполнение журнала в электронном виде) к большей алгоритмизации педагогического процесса и появлению тренажеров, обучающих сервисов на основе персональной траектории и запроса обучающегося, сервисов, основанных на моделях искусственного интеллекта, способных простраивать групповые дискуссии, предоставлять решение практических задач, оцифровывать диалоги и анализировать информацию, составляя краткую и ёмкую выжимку, проводить исследования, опираясь на большие данные в выбранной области.

 

Имеет место пересмотр конкретных закономерностей образовательного процесса, связанный с делегированием отдельных задач специальным машинным алгоритмам: помимо программ-помощников, могут появиться и программы, способные моделировать реальные учебные ситуации, что значительно оптимизирует процедуру организации образовательного процесса. Программы-симуляторы уже постепенно входят в широкий доступ, как с поддержкой VR-технологий, так и без них. Вводятся технологии активного и пассивного видеонаблюдения – прокторинг, для проведения дистанционных проверочных работ. Для улучшения качества мониторинга, в эту систему постепенно входит технология отслеживания алгоритмами движения зрачка.

Чтобы в стремительно развивающийся век IT-технологий и цифровизации точнее сформулировать какова роль учителя в образовательном процессе, предлагаю обратиться к ФГОС [2].

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Помимо предметных требований, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, ключевыми понятиями, методами и приемами, ожидаются и личностные результаты освоения основной образовательной программы, которые должны отражать:

российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания;

осознание

своего

места

в

поликультурном

мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания

в

соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

 

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в любых видах деятельности;

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; [2]

И это лишь малая часть того, как и из чего строится портрет выпускника, ведь учебный процесс – это не только инструмент научного познания и приобретения навыков и компетенций в предметной области, но и становление личностных характеристик школьника.

Таким образом, в обсуждении вопроса о роли учителя и дискуссии о том, что учитель становиться лишь тьютором, модератором, валидатором знаний, следует обратиться не только к толкованию термина «цифровизация образования», но и к анализу того, что не является нововведением: к тем стандартам, которые сформированы и продолжают быть высокими и действенными.

В данном контексте рассмотрим цифровое образовательное пространство, как сеть элементов и источников информации, которая предоставляется акторами образовательного процесса во всевозможных вариантах.[3] Бесконечность таких вариантов приводит к рассредоточению знаний, а больший крен в сторону самообучения с применением цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта противоречит основным целям: сохранение благополучия, здоровья и безопасности детей.

Педагог сегодня – это архитектор образовательного пространства, в том числе и цифрового, в какой-то мере он берет на себя роль методиста-разработчика цифровой образовательной среды, выбирая нужные ему средства и технологии. Неалгоритмический подход к обучению воспитанников, организация персонального диалога, который обеспечивает рождение вопросов у обучающегося, формирование критического мышления и восприятия знания – то что неизменно составляет работу педагога, какими бы ни были технологические изменения.

В то же время, учитывая современные реалии, педагог становится проводником и связующим звеном между реальностью и виртуальным миром. Теперь организуя эффективный образовательный процесс, он учитывает особенность доступности виртуальных сред, регламентирует и направляет в этой области, чтобы научить детей безопасно интегрировать взаимодействие с мультифункциональным цифровым миром.

Помимо вышесказанного, наиважнейшим остается формирование такого качества, которое не может воспитать ни одна технология – эмпатия. Организация взаимодействия учеников с образовательными ресурсами, выстраивание взаимоуважительных отношений со сверстниками и педагогами, поддержание мотивации к обучению и эффективному решению задач, исходя из личностных особенностей воспитанников – неотъемлемая часть образовательного процесса, подчеркивающая важнейшую роль педагога в нем.

 

В заключении выступления подчеркну, что адекватное понимание происходящих в современной педагогике и методике процессах указывает на несомненную перестройку процесса обучения с учетом цифровизации всего образования и дает нам представление о неизбежном расширении репертуара компетенций педагога, углублении и применении новейших инструментов цифровизации. Это все приводит к повышению значимости педагогического труда и роли педагога в образовательной среде.

 

Список источников

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы

: указ Президента РФ от 09.05.2017 №203 // Совет Федерации –

2017.

[электронный

ресурс].

URL:

http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102431687

(дата

обращения:

30.09.2024).

ФГОС Среднее общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) –

[электронный ресурс]. –

https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/

(дата обращения: 30.09.2024).

Блинов, В. И. Цифровая дидактика профессионального образования и обучения (ключевые тезисы) / В.

И.

Блинов,

Е.

Ю.

Есенина,

И.

С.

Сергеев

//

Среднее профессиональное образование. – 2019. – № 3. – С. 3-8. – EDN GKTCTG.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×