РОЛЬ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Басырова Марина Фёдоровна, учитель русского языка и литературы
МАОУ "СОШ №20", Магаданская область, пгт. Сокол
Аннотация. В статье рассматривается роль творческих заданий в формировании личностных качеств учащихся на уроках русского языка и литературы. Автор анализирует влияние различных видов творческой деятельности на развитие критического мышления, воображения, эмпатии, самооценки и других важных личностных характеристик школьников. Приведены примеры эффективных методик и заданий, способствующих активизации творческих способностей учеников, а также укреплению их коммуникативных навыков и эмоциональной зрелости.
Ключевые слова: творческие задания, личностное развитие, уроки русского языка, литература, креативность, формирование личности, критическое мышление, эмоциональная зрелость.
Обучение в школе направлено не только на передачу знаний и развитие навыков, но и на формирование личности учащихся, их моральных и этических ценностей. Особенно значима эта задача на уроках русского языка и литературы, поскольку через чтение и анализ литературных произведений учащиеся сталкиваются с важнейшими вопросами жизни, человеческими поступками и эмоциями. В этом процессе творческие задания играют ключевую роль, помогая школьникам не только глубже понять изучаемый материал, но и развивать личностные качества, такие как воображение, критическое мышление, способность к самоанализу, креативность и эмпатия.
Творческие задания как средство формирования личностных качеств
Творческие задания, предлагаемые на уроках русского языка и литературы, направлены на активизацию познавательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся. Это не просто инструмент для изучения теории, а способ помочь ученикам выразить себя, раскрыть свой внутренний мир и взгляды на окружающую реальность.
Задания, связанные с написанием эссе, стихотворений, постановкой сцен из литературных произведений или созданием иллюстраций к текстам, способствуют формированию личностных качеств у школьников:
Креативность и воображение. Написание творческих текстов и создание литературных персонажей требуют от учащихся нестандартного мышления и способности выдвигать новые идеи. Работа с художественными произведениями помогает развивать фантазию и расширять границы мышления.
Критическое мышление. Анализ литературных произведений через призму различных взглядов и философских идей развивает умение сопоставлять факты, аргументировать свои мысли и искать причинно-следственные связи. Задания на интерпретацию текстов стимулируют школьников к осмыслению и критической оценке прочитанного.
Эмпатия и эмоциональная зрелость. Литература предоставляет возможность пережить вместе с героями произведений их радости, печали, трудности и победы. Учащиеся, обсуждая моральные дилеммы и поступки персонажей, учатся сочувствию и пониманию чужих эмоций, что важно для формирования их эмоциональной зрелости.
Примеры творческих заданий и их влияние на личностное развитие
Примеров творческих заданий, применяемых на уроках русского языка и литературы, множество, и каждый из них способен воздействовать на различные личностные качества учащихся.
Написание эссе
Эссе — это важный инструмент для развития личностных качеств, поскольку оно позволяет ученику не только выразить своё мнение, но и обосновать его, обратившись к личному опыту или литературным произведениям. Эссе требует умения формулировать мысли, строить логические цепочки, а также анализировать и сравнивать различные точки зрения. Темы эссе, такие как «Что значит быть честным?» или «В чём заключается истинное счастье?», помогают школьникам задуматься о важных жизненных вопросах.
Творческие интерпретации литературных произведений
Включение в уроки заданий, направленных на интерпретацию литературных текстов, таких как «Напишите продолжение рассказа» или «Представьте, что главный герой оказался в современном мире», развивает у учеников не только творческие способности, но и критическое осмысление текстов. Такие задания стимулируют воображение и учат искать новые смыслы в знакомых произведениях.
Ролевая игра и драматизация
Ролевая игра — ещё один важный инструмент, позволяющий учащимся погружаться в характеры литературных героев. Она способствует развитию не только креативного мышления, но и эмпатии, так как ученик, вживаясь в роль, старается понять мотивы и переживания персонажа. Примером может служить инсценировка отрывков из пьесы Чехова или разговор между героями «Войны и мира». Ролевые игры помогают школьникам лучше понять природу человеческих поступков и проявить эмоциональную отзывчивость.
Создание иллюстраций к литературным произведениям
Работа над иллюстрациями или коллажами по мотивам прочитанного развивает у учащихся воображение и способность к визуализации. Этот вид творческого задания позволяет ученикам выразить своё понимание и интерпретацию произведения через художественные образы. Кроме того, такие задания укрепляют коммуникативные навыки, так как часто работа над иллюстрациями выполняется в группах.
Влияние творческих заданий на коммуникативные и социальные навыки
Творческие задания развивают не только индивидуальные способности, но и умение работать в коллективе. Групповые проекты, такие как создание коллективных эссе, театральных постановок или обсуждение прочитанных произведений, способствуют развитию навыков общения, умению слушать и учитывать мнения других людей.
Творческие задания также развивают навык аргументации — школьники учатся не только выражать свои идеи, но и защищать свою точку зрения в ходе дискуссий. Это особенно важно для формирования таких качеств, как уверенность в себе и самостоятельность.
Роль учителя в организации творческих заданий
Учитель играет ключевую роль в успешной реализации творческих заданий на уроках русского языка и литературы. Он не только задаёт тему и даёт инструкции, но и направляет познавательную активность учеников, создаёт условия для раскрытия их потенциала. Умение мотивировать учеников, поддерживать их творческие идеи и предоставлять обратную связь — важные аспекты работы учителя.
Кроме того, учитель помогает школьникам преодолевать страх перед выражением своих мыслей и идей, что способствует развитию уверенности в себе и креативности.
Творческие задания на уроках русского языка и литературы играют важную роль в формировании личностных качеств учащихся. Они помогают школьникам развивать креативное и критическое мышление, эмоциональную зрелость, коммуникативные навыки и уверенность в себе. Применение таких заданий в образовательном процессе делает уроки более интересными и увлекательными, а также способствует формированию гармоничной личности, способной к самовыражению и самостоятельным решениям.
Таким образом, творческая деятельность на уроках русского языка и литературы становится не только средством изучения языка и литературы, но и важным фактором воспитания и личностного роста учащихся, что делает её неотъемлемой частью образовательного процесса.
Список литературы
Бовтало Оксана Александровна, Карева Елена Ивановна Совершенствование навыков самостоятельной исследовательской работы и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы // Педагогическая наука и практика. 2023. №3 (41).
URL: https:
//cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-navykov-samostoyatelnoy-issledovatelskoy-raboty-i-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-na-urokah-russkogo
Нарыкова Галина Валентиновна Активизация учебной деятельности учащихся посредством интерактивных форм
и методов обучения на уроках русского языка и литературы // Проблемы современного педагогического образования.
2018. №60-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-posredstvom-interaktivnyh-form-i-metodov-ob
ucheniya-na-urokah-russkogo-yazyka-i
Скрыбыкина, О. И. Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы / О. И. Скрыбыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63).
— С. 1238-1240. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9706/
Сырых, Д. В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка / Д. В. Сырых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 446-448. — URL: https://moluch
.ru/archive/443/97022/
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат