ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Мирзоев Мансур Рамисович, преподаватель
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"
(Колледж многоуровневого профессионального образования)
Аннотация: Статья посвящена внеаудиторной деятельности студентов как важному аспекту воспитания ценностного отношения к профессии и формирования общих компетенций в системе среднего профессионального образования (СПО). Внеаудиторные мероприятия способствуют развитию профессиональных навыков, социальной активности и личностного роста студентов. В статье рассматриваются различные формы внеаудиторной деятельности, их влияние на мотивацию и профессиональное становление обучающихся, а также примеры успешной реализации внеаудиторной работы в учебном процессе. Основное внимание уделяется созданию условий для активного участия студентов в различных проектах, мероприятиях и инициативах, что способствует не только профессиональному, но и личностному развитию.
Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, студенты, ценностное отношение, профессия, общие компетенции, система СПО.
В современном образовательном процессе важную роль играет внеаудиторная деятельность, которая становится неотъемлемой частью формирования профессиональных и личностных компетенций у студентов среднего профессионального образования (СПО). Она включает в себя различные формы работы, такие как кружки, клубы по интересам, практические занятия, культурные и спортивные мероприятия, что позволяет студентам развивать не только профессиональные навыки, но и формировать ценностное отношение к своей будущей профессии.
Внеаудиторная деятельность способствует созданию условий для активного участия студентов в жизни образовательного учреждения и общества. Эти мероприятия позволяют студентам проявлять свои интересы, развивать творческие способности и навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Важно отметить, что внеаудиторная деятельность не только дополняет учебный процесс, но и является его неотъемлемой частью, способствующей глубинному усвоению знаний и навыков.
Одним из основных аспектов внеаудиторной деятельности является воспитание ценностного отношения к профессии. Студенты, участвующие в различных проектах и инициативах, имеют возможность глубже понять специфику своей будущей профессии, ознакомиться с реальными условиями работы и профессиональными стандартами. Например, участие в профессиональных конкурсах, выставках и конференциях позволяет студентам не только показать свои достижения, но и узнать о новых тенденциях в своей области, что формирует у них активную позицию по отношению к профессиональному росту.
Формирование общих компетенций — еще одна важная задача внеаудиторной деятельности. Общие компетенции, такие как умение работать в команде, коммуникативные навыки, критическое мышление и способность к самоорганизации, являются основой успешной профессиональной деятельности. Внеаудиторные мероприятия создают платформу для развития этих навыков. Например, участие в совместных проектах требует от студентов навыков взаимодействия и сотрудничества, что способствует формированию командного духа и ответственности за общий результат.
Внедрение в учебный процесс внеаудиторной деятельности требует от преподавателей активного подхода к организации мероприятий. Важно создавать условия для того, чтобы студенты могли свободно высказывать свои идеи и предлагать новые формы деятельности. Преподаватели могут организовывать различные конкурсы, тренинги, мастер-классы и образовательные проекты, в которых студенты могут участвовать как в качестве участников, так и в роли организаторов. Такой подход способствует не только развитию организаторских способностей, но и формирует у студентов чувство гордости за свою профессию.
Ключевым моментом в организации внеаудиторной деятельности является активное вовлечение студентов в процессы принятия решений и планирования мероприятий. Когда студенты видят, что их мнение учитывается, и они могут влиять на содержание и формат мероприятий, это повышает их мотивацию и вовлеченность. Это может проявляться в создании студенческих советов, комитетов и клубов, где студенты могут разрабатывать собственные проекты и инициативы.
Кроме того, внеаудиторная деятельность способствует развитию личностных качеств студентов. Участие в волонтерских проектах, социальных акциях и культурных мероприятиях формирует у студентов чувство ответственности, эмпатии и социальной активности. Это особенно важно для формирования позитивного отношения к своей будущей профессии и осознания своего места в обществе. Студенты, вовлеченные в такие проекты, не только развивают свои профессиональные навыки, но и становятся активными гражданами, готовыми к помощи и поддержке окружающих.
Важным аспектом является также использование современных технологий в организации внеаудиторной деятельности. Применение онлайн-платформ для проведения вебинаров, виртуальных выставок и мероприятий позволяет расширить горизонты для студентов и привлечь к участию более широкую аудиторию. Это создает новые возможности для обучения и обмена опытом, что, в свою очередь, обогащает образовательный процесс.
Одним из успешных примеров реализации внеаудиторной деятельности является организация тематических недель, посвященных определенным профессиональным направлениям. Такие мероприятия включают в себя мастер-классы, открытые лекции и выставки работ студентов, что позволяет углубить знания в выбранной области и повысить интерес к профессии. Подобные мероприятия помогают студентам понять, какие навыки и знания необходимы для успешной карьеры, а также позволяют им увидеть свои достижения и оценить их в контексте профессиональной деятельности.
Таким образом, внеаудиторная деятельность студентов играет ключевую роль в воспитании ценностного отношения к профессии и формировании общих компетенций. Она предоставляет студентам возможность не только проявить свои способности, но и развить навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Внедрение активных форм внеаудиторной работы и создание условий для участия студентов в жизни учебного заведения способствуют созданию мотивированной и ответственной среды, где каждый обучающийся может реализовать свой потенциал и подготовиться к успешной карьере. Преподавателям следует постоянно искать новые формы и методы организации внеаудиторной деятельности, чтобы сделать этот процесс максимально эффективным и увлекательным для студентов.
Список литературы
Сайтханов
А.Ф.
Внеаудиторная деятельность как условие формирования профессиональных компетенций студентов бакалавриата
// Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М.
Акмуллы
. 2022. №1-4 (62). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vneauditornaya-deyatelnost-kak-uslovie-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-studentov-bakalavriata (дата обращения: 17.10.2024).
Федосеева В. И. Роль внеаудиторной работы в профессиональном самовоспитании и самореализации студентов в системе СПО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 385–388. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/76552.htm
.
Юденкова
И.В.
Внеучебная деятельность студентов как один из факторов формирования их профессиональной компетентности
/ И.В.
Юденкова
, С.В. Горская // Международный научно-исследовательский
журнал.-
2016. - №10 (52). - URL: https://research-journal.org/archive/10-52-2016-october/vneuchebnaya-deyatelnost-studentov-kak-odin-iz-faktorov-formirovaniya-ix-professionalnoj-kompetentnosti (дата обращения: 17.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат