Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Повышение познавательной активности и формирование познавательных УУД в рамках требований ФГОС обучающихся с использованием технологии проблемного обучения . Работа №73007

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Повышение познавательной активности и формирование познавательных УУД в рамках требований ФГОС обучающихся с использованием технологии проблемного обучения
Работа:

Повышение познавательной активности и формирование познавательных УУД в рамках требований ФГОС обучающихся с использованием технологии проблемного обучения

 

Бегун Марина Викторовна, учитель начальных классов

ГБОУ "СШ 65 г.о. Мариуполь"

 

Аннотация.   В статье рассматривается важность повышения познавательной активности учеников начальных классов через внедрение технологии проблемного обучения. Приведены примеры, иллюстрирующие успешное применение данной технологии в образовательном процессе. Освещены аспекты формирования универсальных учебных действий (УУД) и их связи с требованиями ФГОС. Упор сделан на активное вовлечение учащихся в учебный процесс и развитие критического мышления.

Ключевые слова: познавательная активность, универсальные учебные действия, ФГОС, проблемное обучение, начальные классы.

 

Проблемное обучение как одна из современных технологий образования предоставляет уникальные возможности для повышения познавательной активности учащихся. Этот подход позволяет детям не только усваивать знания, но и развивать умение критически мыслить, задавать вопросы и искать решения. В контексте ФГОС, который акцентирует внимание на формировании универсальных учебных действий, проблемное обучение становится особенно актуальным.

Применение технологии проблемного обучения в классе начинается с выявления проблемы, с которой ученики сталкиваются в ходе изучения нового материала. Например, на уроке окружающего мира можно предложить детям рассмотреть ситуацию: «Почему у разных животных разные среды обитания?» Это вопрос, требующий глубокого анализа, и может стать отправной точкой для групповой работы. Ученики могут поделиться своими идеями, проводить исследование, анализировать информацию, что активизирует их познавательную деятельность.

Примеры могут быть разнообразными. В математике, к примеру, задача может быть сформулирована следующим образом: «Как мы можем определить, сколько яблок нам нужно купить, если у нас есть определенное количество денег, а яблоки продаются по разной цене?» Здесь важно, чтобы ученики не просто решали задачу, а обсуждали возможные стратегии, использовали свои знания о деньгах и математических операциях, что способствует формированию УУД.

При использовании проблемного обучения ключевым аспектом является работа в группе. Групповая динамика позволяет детям обмениваться мнениями, слушать друг друга и приходить к общему решению. Это формирует не только познавательную активность, но и коммуникативные навыки. Например, в ходе обсуждения проблемы, связанной с экосистемами, дети могут разделиться на группы, каждая из которых будет представлять определённый элемент экосистемы, обсуждая его роль и значение.

Важно, чтобы учитель не просто задавал вопросы, но и направлял дискуссию, помогая детям углубиться в материал. В этом контексте учитель выступает не только как источник знаний, но и как модератор, который помогает ученикам самостоятельно находить ответы. Например, на уроке литературного чтения можно обсудить, как действовали бы герои в различных ситуациях. Это не только развивает аналитическое мышление, но и эмоциональный интеллект, ведь дети учатся ставить себя на место других.

Формирование универсальных учебных действий становится возможным именно благодаря проблемному обучению. Ученики учатся ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самооценку. Например, в ходе проектной работы над темой «Сохранение природы» учащиеся могут разработать свои предложения по защите окружающей среды, что требует от них применения множества УУД: планирование, исследование, работа в команде.

Нельзя забывать и о важности рефлексии. После выполнения заданий необходимо уделить время на анализ проведенной работы, обсуждение ошибок и успехов. Это способствует формированию навыков самоанализа и критического мышления, что является неотъемлемой частью познавательной активности.

Одним из примеров применения технологии проблемного обучения может стать проект по теме «Что такое здоровый образ жизни?» Учащиеся могут разбиться на группы, каждая из которых исследует различные аспекты этой темы: физическая активность, правильное питание, гигиена. После исследования каждая группа представляет свои выводы, что способствует не только углублению знаний, но и развитию навыков публичных выступлений.

Проблемное обучение также помогает формировать у детей мотивацию к учебе. Когда они видят практическое применение своих знаний, это пробуждает интерес к учебному процессу. Например, в рамках урока по математике можно провести соревнование, где ученики должны решить практические задачи, связанные с их повседневной жизнью, например, подсчет расходов на покупку продуктов.

Таким образом, применение технологии проблемного обучения в начальных классах создает условия для активного вовлечения учащихся в учебный процесс, способствует формированию универсальных учебных действий и повышению познавательной активности. Эти аспекты являются важными не только для успешного освоения учебной программы, но и для развития личности ребенка. Работая в команде, обсуждая, исследуя и решая реальные проблемы, дети становятся более самостоятельными и уверенными в себе, что является важным шагом к их будущему успеху.

В заключение, необходимо подчеркнуть, что успешное внедрение проблемного обучения в образовательный процесс требует от учителя не только знания предмета, но и умения организовать обучение таким образом, чтобы дети стали активными участниками. Только тогда можно достичь поставленных целей и сделать обучение интересным и увлекательным для каждого ученика.

 

Список литературы

 

1. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения : учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. -- М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. -- 104 с.

2. Виноградова, Н.Ф. Основа организации процесса формирования у младшего школьника универсальных учебных действий / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование. – 2016. - № 3. – С. 3-9.

3. Козлова, О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О. А. Козлова // журнал Начальная школа : Науч.-методич. журнал / М-во образования РФ . – 2014 . – № 11 . – С. 49-52.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×