РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Асеева Кристина Юрьевна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №128"
Аннотация: В статье рассматривается проблема развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Описаны основные методы и подходы, которые помогают воспитателям создавать условия для успешного формирования у детей навыков общения, активного слушания, участия в диалоге и сотрудничестве с другими. Уделено внимание роли игры и взаимодействия в малых группах как эффективным средствам для развития речевых и социальных навыков.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, дошкольники, игра, взаимодействие, речь, социализация.
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Умение выражать свои мысли, правильно вести диалог и находить общий язык с окружающими — это базовые навыки, необходимые для успешного общения в жизни. На этом этапе закладываются основы для будущей социализации ребёнка и его успешной интеграции в коллектив, что напрямую влияет на его дальнейшее личностное развитие и успехи в школе.
В дошкольном возрасте дети активно учатся взаимодействовать друг с другом, участвовать в играх и выполнять совместные задачи. Коммуникативные навыки начинают формироваться с самого раннего возраста через взаимодействие с окружающим миром и взрослыми, однако роль педагога и специально организованная среда играют решающую роль в их развитии.
Одним из эффективных методов, способствующих формированию коммуникативных навыков, является игровая деятельность. Игра является естественной формой обучения для детей, через которую они осваивают новые слова, выражения и формы общения. В процессе игры дети учатся задавать вопросы, высказывать свои мнения, слушать ответы других участников и адекватно реагировать на них. Игры, направленные на взаимодействие в группе, такие как сюжетно-ролевые или командные игры, создают условия для формирования навыков сотрудничества и учёта мнения других.
Важно отметить, что игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, должны быть структурированы таким образом, чтобы ребёнок был активно вовлечён в процесс общения. Например, в сюжетно-ролевых играх дети распределяют роли и вступают в диалог друг с другом, обсуждают, что происходит в игре, предлагают свои решения. Это не только развивает их речь, но и учит гибкости мышления, умению договариваться и находить компромиссы.
Важную роль в развитии коммуникативных навыков играют также групповые и парные формы работы. Воспитатель может организовать взаимодействие детей в парах или небольших группах, где они учатся общаться, задавать друг другу вопросы и слушать собеседника. В таких заданиях дети могут, например, обсуждать заданную тему, делиться своими впечатлениями или совместно решать поставленную задачу. Это развивает у них умение вести диалог и конструктивно выражать свои мысли.
Особое внимание стоит уделить формированию у детей навыков активного слушания. Умение внимательно слушать собеседника — это один из важнейших аспектов успешного общения. Воспитатели могут использовать такие методы, как обсуждение рассказов, чтение вслух с последующим обсуждением, чтобы развивать у детей умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы по содержанию, перефразировать услышанное и давать свои комментарии. Подобная практика помогает ребёнку не только развивать речь, но и учиться лучше понимать других.
Для более эффективного развития коммуникативных навыков важно создавать в группе атмосферу доверия и поддержки, где каждый ребёнок чувствует себя услышанным и важным. Воспитатель должен уделять внимание каждому ребёнку, помогать ему преодолевать стеснение, если оно имеется, и создавать ситуации, в которых ребёнок может проявить инициативу в общении. Например, можно организовать «круг общения», где каждый ребёнок по очереди высказывает свои мысли по заданной теме или рассказывает о том, что ему запомнилось за день.
Не менее важно вовлекать детей в обсуждение разных жизненных ситуаций. Обсуждение простых повседневных событий, таких как совместное планирование прогулки или решение о том, какую игру выбрать, помогает детям осознать важность коммуникации для достижения общей цели. Это учит их конструктивно выражать свои пожелания и при этом учитывать мнение других.
Важную роль в развитии коммуникативных навыков играет речь воспитателя. Являясь примером для подражания, педагог демонстрирует правильные формы общения, использует грамотные языковые конструкции и показывает, как можно эффективно вести диалог. Это оказывает большое влияние на детей, которые стремятся повторять поведение взрослых и перенимать у них способы взаимодействия.
Кроме того, воспитатель должен поощрять развитие речи детей через активное использование вопросов, побуждающих ребёнка к развернутым ответам. Например, вместо простых вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет», лучше использовать такие, которые требуют более сложного ответа, например: «Как ты думаешь, почему этот персонаж так поступил?» или «Что бы ты сделал на его месте?».
Таким образом, развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — это сложный, но важный процесс, требующий постоянного внимания со стороны воспитателя. Использование различных игровых и диалоговых форм, организация взаимодействия в группах и парах, а также создание атмосферы доверия и поддержки способствуют успешному формированию у детей навыков общения. Эти навыки станут основой для их дальнейшей социализации и помогут им не только в школьной жизни, но и в будущей взрослой жизни.
Список литературы
Бичева
И
.
Б
.
,
Нарядчикова
А
.
А
.
, Бочкарева Ю
.
Ю
.
Коммуникативные умения и особенности их формирования у дошкольников
// Проблемы современного педагогического образования. 2022. №77-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-umeniya-i-osobennosti-ih-formirovaniya-u-doshkolnikov (дата обращения: 17.10.2024).
Лидак
, Л. В. Совершенствование коммуникативных навыков дошкольников в творческих играх / Л. В.
Лидак
, К. В.
Черноволова
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 275-278. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101335/ (дата обращения: 17.10.2024).
Привалова С
.
Е
.
Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства // Педагогическое образование в России. 2015. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentnosti-v-period-doshkolnogo-detstva (дата обращения: 17.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат