МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Иванова Софья Александровна, учитель-дефектолог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 3
г. Белоярский»
Аннотация: Статья посвящена методам формирования познавательной активности у детей с нарушениями развития. В ней рассматриваются причины низкой познавательной активности, а также психолого-педагогические подходы, которые способствуют её повышению. Обсуждаются различные методы и приемы, направленные на развитие интереса к обучению, самостоятельности и инициативности у детей с особыми потребностями. Уделяется внимание как традиционным, так и инновационным методам, включая игровые технологии, мультимедийные ресурсы и проектную деятельность. Статья может быть полезна учителям-дефектологам, работающим с детьми с различными нарушениями, и педагогам, стремящимся внедрять инновационные подходы в свою практику.
Ключевые слова: познавательная активность, дети с нарушениями развития, психолого-педагогические подходы, методы обучения, игровые технологии.
Формирование познавательной активности у детей с нарушениями развития является одной из ключевых задач коррекционной педагогики. В условиях современных образовательных стандартов, требующих от педагогов разработки индивидуализированных подходов, важно найти методы, способствующие развитию интереса и мотивации к обучению у детей с особыми потребностями. Познавательная активность включает в себя не только уровень заинтересованности ребенка к учебной деятельности, но и его способность самостоятельно исследовать окружающий мир, принимать участие в различных видах деятельности, что в конечном итоге влияет на успешность обучения и социализации.
Среди причин низкой познавательной активности у детей с нарушениями развития можно выделить ряд факторов, таких как недостаток положительного опыта в обучении, отсутствие заинтересованности в учебном материале, эмоциональная неустойчивость и неуверенность в своих силах. Эти аспекты могут приводить к тому, что дети начинают избегать учебных ситуаций или проявляют пассивность во время занятий. Для решения этой проблемы требуется применение разнообразных методов, направленных на вовлечение детей в активное познание.
Одним из самых эффективных методов формирования познавательной активности является использование игровых технологий. Игры позволяют создать комфортную и непринужденную атмосферу, в которой дети могут свободно выражать свои мысли и желания. Педагог может организовать ролевые игры, делая акцент на определенных учебных темах, что поможет детям лучше усвоить материал, а также развить социальные навыки. Важно, чтобы игры были адаптированы под особенности детей и соответствовали их уровню развития. Использование игровых элементов в обучении способствует увеличению интереса к учебной деятельности, а также формированию у детей желания узнавать новое.
Другим подходом является использование мультимедийных ресурсов. Современные технологии предоставляют множество возможностей для создания интерактивных и наглядных материалов, которые могут значительно повысить интерес детей к обучению. Например, видеоуроки, презентации, интерактивные задания помогают визуализировать информацию, что особенно важно для детей с нарушениями восприятия и памяти. Кроме того, мультимедийные технологии могут быть использованы для создания индивидуализированных заданий, что позволяет учитывать особенности каждого ребенка и его темп усвоения материала.
Проектная деятельность также является эффективным методом формирования познавательной активности. Работа над проектами позволяет детям не только погружаться в изучаемую тему, но и развивать навыки сотрудничества и командной работы. Педагог может предложить детям выбрать тему, которая их интересует, и организовать процесс исследования, начиная от сбора информации и заканчивая презентацией результатов. Такой подход способствует не только развитию познавательной активности, но и формированию критического мышления, умения ставить и решать задачи.
Когнитивные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, логического мышления, также имеют важное значение в процессе формирования познавательной активности. Это могут быть как настольные игры, так и индивидуальные задания, например, на сортировку, классификацию объектов или решение простых логических задач. Регулярная практика таких заданий помогает детям развивать необходимые когнитивные навыки, что, в свою очередь, способствует увеличению их познавательной активности.
Социальные навыки являются неотъемлемой частью познавательной активности, и работа над их развитием также требует внимания. Педагогам следует уделять время на занятия, направленные на развитие коммуникации, умения слушать и выражать свои мысли. Это могут быть групповые обсуждения, где дети могут делиться своими идеями и мнениями, учиться слышать других и уважать их точку зрения. Такие занятия способствуют не только развитию познавательной активности, но и формированию дружеской атмосферы в классе, что важно для детей с нарушениями развития.
Также важно учитывать, что позитивная мотивация играет ключевую роль в формировании познавательной активности. Педагог должен создавать условия, при которых дети будут чувствовать себя уверенно и будут стремиться к успеху. Похвала, поощрение за достижения, создание ситуации успеха могут значительно повысить мотивацию детей к обучению. Установление доверительных отношений между педагогом и учениками также является важным аспектом, способствующим формированию познавательной активности.
Таким образом, методы формирования познавательной активности у детей с нарушениями развития разнообразны и могут включать как игровые технологии, так и мультимедийные ресурсы, проектную деятельность и когнитивные игры. Каждый метод требует индивидуального подхода и адаптации в зависимости от особенностей конкретного ребенка. Педагогам необходимо активно экспериментировать с различными подходами, чтобы находить наиболее эффективные способы вовлечения детей в процесс обучения. Формирование познавательной активности у детей с особыми потребностями — это сложный, но крайне важный процесс, способствующий их успешной социализации и обучению в современном обществе.
Список литературы
Федосеева Е
.
С
.
,
Хвастунова
Е
.
П
.
Научные подходы к
проблеме
повышения познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Известия ВГПУ. 2019. №2 (135).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-podhody-k-probleme-povysheniya-poznavatelnoy-aktivnosti-obuchayuschihsya-
Бекетова, О. В. Коррекционно-педагогическая работа по развитию учебно-познавательного интереса учащихся с нарушением интеллекта / О. В. Бекетова. —
Текст :
непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI
Междунар
. науч.
конф
. (г. Пермь, апрель 2015 г.). —
Пермь :
Меркурий, 2015. — С. 210-213. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7752/ (дата обращения: 17.10.2024).
Киселева Т.Г.,
Чальцева
Т.И.
Познавательная активность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии
// МНИЖ. 2021. №3-3 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-mladshih-shkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-inklyuzii (дата обращения: 17.10.2024).
s
-
ogranichennymi
-
vozmozhnostyami
-
zdorovya
(дата обращения: 17.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат