Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Психолого-педагогические подходы в коррекционной работе с детьми с ЗПР в начальной школе. Работа №73019

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Психолого-педагогические подходы в коррекционной работе с детьми с ЗПР в начальной школе
Работа:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Иванова Софья Александровна, учитель-дефектолог

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 3

г. Белоярский»

 

Аннотация: В статье рассматриваются психолого-педагогические подходы в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в начальной школе. Описаны основные принципы и методы работы, направленные на компенсацию дефицитов в когнитивной и эмоционально-волевой сферах. Особое внимание уделено индивидуальному подходу, который включает работу с мотивацией, развитием памяти, внимания и речи, а также сотрудничеству с родителями и другими специалистами для успешной адаптации детей с ЗПР в образовательной среде.

Ключевые слова: задержка психического развития, коррекционная работа, начальная школа, психолого-педагогические подходы, когнитивное развитие, индивидуальный подход.

 

Коррекционная работа с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР), является одной из важнейших задач для специалистов начальной школы. Дети с ЗПР отличаются по уровню психического и эмоционального развития, что требует от учителей-дефектологов применения специальных методов и подходов. Цель работы с такими детьми заключается не только в успешной адаптации их к школьным условиям, но и в создании благоприятной образовательной среды для компенсации имеющихся нарушений.

Одним из ключевых аспектов психолого-педагогической работы с детьми с ЗПР является индивидуальный подход. Каждый ребёнок с ЗПР имеет свои особенности развития, и потому учителю-дефектологу необходимо составлять коррекционную программу, учитывая уникальные потребности и способности каждого ученика. Индивидуальный подход включает выбор методов и темпа обучения, которые соответствуют возможностям ребёнка. Например, при работе с ребёнком с низким уровнем внимания важно использовать короткие, но частые упражнения, способствующие постепенному увеличению концентрации.

Существенную роль в работе с детьми с ЗПР играет развитие когнитивных процессов, таких как память, внимание и мышление. Многие дети с задержкой психического развития испытывают трудности в этих областях, что влияет на их успеваемость и способность к обучению. Для улучшения когнитивных функций учителя-дефектологи применяют специальные игры и упражнения, направленные на развитие этих навыков. Например, упражнения на классификацию предметов, решение логических задач, а также мнемотехнические приёмы, помогающие развить память и внимание.

Важным направлением в коррекционной работе является развитие речи, так как многие дети с ЗПР имеют выраженные речевые нарушения. Работа над расширением словарного запаса, формированием связной речи и грамматического строя языка должна занимать значительное место в коррекционной программе. Специалисты используют специальные методики, которые помогают ребёнку постепенно осваивать сложные речевые конструкции и правильно строить высказывания. Это не только улучшает речевую деятельность, но и способствует развитию мышления.

Кроме того, одним из основных принципов коррекционной работы является создание мотивации к обучению. Дети с ЗПР часто испытывают низкую учебную мотивацию из-за частых неудач и сложности учебного материала. Учителю-дефектологу важно формировать у детей положительное отношение к учебному процессу, поощрять их за малейшие успехи и помогать преодолевать трудности. Создание ситуации успеха, использование поощрений и игровых форм обучения могут значительно повысить мотивацию ребёнка к учёбе.

Эмоционально-волевая сфера детей с ЗПР также требует особого внимания. У многих таких детей наблюдаются проблемы с самооценкой, проявлением воли и контролем эмоций. Коррекционные занятия должны быть направлены на развитие у детей уверенности в своих силах, самостоятельности, а также способности контролировать свои эмоции и поведение. Важно учить детей справляться с неудачами, регулировать своё поведение и выражать эмоции адекватным образом. В этом плане полезными могут быть коллективные игры, в которых дети учатся взаимодействовать друг с другом, принимать решения и следовать правилам.

Неотъемлемой частью коррекционной работы является взаимодействие с родителями. Родители играют ключевую роль в процессе развития ребёнка с ЗПР, и потому они должны быть активно вовлечены в коррекционную программу. Учитель-дефектолог обязан консультировать родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, разъяснять особенности его психического развития, а также давать рекомендации по выполнению домашних упражнений, направленных на развитие тех или иных навыков.

Эффективная коррекционная работа с детьми с ЗПР возможна только при комплексном подходе, который включает сотрудничество разных специалистов — учителя-дефектолога, психолога, логопеда и классного руководителя. Совместная работа этих специалистов помогает разработать более точную и эффективную программу, которая учитывает все аспекты развития ребёнка: когнитивные, речевые, эмоционально-волевые и социальные. Такой комплексный подход позволяет максимально адаптировать ребёнка к условиям школьного обучения и обеспечить ему успешную социализацию.

Таким образом, коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в начальной школе представляет собой сложный и многогранный процесс. Психолого-педагогические подходы, основанные на индивидуальном подходе, мотивации к обучению, развитии когнитивных и речевых способностей, а также на сотрудничестве с родителями и специалистами, способствуют успешной адаптации ребёнка в школьной среде. Важно помнить, что каждый ребёнок с ЗПР имеет потенциал для развития, и задача учителя-дефектолога — помочь ему раскрыть этот потенциал, преодолевая трудности и создавая условия для успешного обучения и социализации.

 

 

Список литературы

Бабкина Н.В.

Основные направления и содержание

коррекционной работы с младшими

школьниками с задержкой психического

развития

// Дефектология. – 2016. - №2. – С.53 – 59.

Коррекционно-педагогическая

деятельности младших школьников с задержкой психического развития:

метод.рекомендации

/Л.Х.

Ермекбаева

, Г.Ю.

Даурцева

, В.В.

Малиновский -Алматы: ННПЦ

КП, 2017 - 56 с.

Млочешек

Л

.

И

.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в массовой начальной школе // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionnaya-rabota-s-detmi-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v-massovoy-nachalnoy-shkole (дата обращения: 17.10.2024).

Романова, О. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / О. А. Романова. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2020.

— № 50 (340). — С. 509-511. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76274/ (дата обращения: 17.10.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×