ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ И УПРАЖНЕНИЯ
Алексеева Галина Викторовна, педагог-психолог
МКОУ «Рассветовская СОШ» Ленинградская область п. Рассвет
Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к формированию навыков саморегуляции у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Подчёркивается важность саморегуляции для успешной адаптации детей в образовательной и социальной среде. Приводятся психологические техники и упражнения, направленные на развитие осознанности, самоконтроля и способности управлять своими эмоциями. Автор отмечает необходимость комплексного подхода и сотрудничества педагога-психолога с родителями для достижения устойчивых результатов.
Ключевые слова: саморегуляция, дошкольники с ОВЗ, психологические техники, эмоциональная регуляция, развитие, самоконтроль, адаптация.
Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой важную задачу, поскольку именно эти умения играют ключевую роль в успешной адаптации детей как в образовательной среде, так и в повседневной жизни. Саморегуляция охватывает способность ребёнка управлять своими эмоциями, поведением и вниманием, что способствует лучшему взаимодействию с окружающими и уменьшает проявления негативных реакций на стрессовые ситуации. Особенно важно развивать эти навыки у детей с ОВЗ, которые чаще сталкиваются с трудностями восприятия и переработки информации, а также с эмоциональной нестабильностью.
Уровень сформированности навыков саморегуляции напрямую влияет на успешность обучения и социализации детей с ОВЗ. Эти дети могут испытывать затруднения в установлении социальных контактов, что часто связано с повышенной тревожностью, импульсивностью или трудностями в концентрации внимания. Именно поэтому для работы с дошкольниками с ОВЗ необходимы специальные методики и упражнения, которые помогут им научиться контролировать свои реакции, осознавать собственные эмоции и развивать волевые качества.
Одним из ключевых аспектов в работе с дошкольниками с ОВЗ является использование психологических техник, направленных на развитие эмоциональной осознанности. Важно, чтобы ребёнок научился распознавать свои чувства и выражать их безопасным способом. Психологические упражнения, основанные на практике осознанности, могут помочь ребёнку идентифицировать эмоции, такие как гнев, страх или радость, и научиться реагировать на них адекватно. Например, занятия, где детям предлагается описать свои эмоции через рисунки или ролевые игры, позволяют сделать процесс осознания эмоциональных состояний более доступным и понятным.
Для развития навыков саморегуляции также важно использовать упражнения, направленные на обучение детей техникам расслабления. Это могут быть дыхательные упражнения, визуализация или медитативные техники. Например, методика «глубокое дыхание» помогает ребёнку справляться с эмоциональным напряжением и стрессом, улучшая его способность к самоконтролю в сложных ситуациях. Постепенное внедрение таких техник в ежедневные занятия позволяет детям вырабатывать устойчивые навыки регуляции эмоций и поведения.
Одним из эффективных способов работы с детьми с ОВЗ является метод игровой терапии. Игра способствует естественному развитию саморегуляции, так как в процессе игровой деятельности дети учатся контролировать свои действия, следовать правилам и управлять своими эмоциями. Например, игры на внимание, где требуется переключаться между задачами или реагировать на определённые сигналы, помогают детям развивать способность контролировать импульсы и лучше справляться с ситуациями, требующими повышенной концентрации. Важно, чтобы игры подбирались с учётом особенностей ребёнка, что позволит учитывать его индивидуальные потребности и возможности.
Не менее значимым аспектом является работа над развитием у детей с ОВЗ волевых качеств. Такие техники, как обучение постановке целей и их достижению, способствуют формированию ответственности за свои действия и результат. Педагог-психолог может использовать специальные упражнения, где дети должны выполнить последовательность шагов для достижения цели, преодолевая небольшие трудности. Это может быть создание конструкций из кубиков или участие в групповых проектах, что позволяет развивать у ребёнка чувство удовлетворения от достигнутых результатов и формировать положительное отношение к усилиям.
Комплексный подход в формировании навыков саморегуляции у дошкольников с ОВЗ также предполагает тесное сотрудничество с родителями. Важно, чтобы методы, используемые в образовательной среде, продолжались и в домашних условиях. Родители могут помогать детям закреплять навыки, обучая их техникам, используемым педагогом-психологом, и создавая благоприятную среду для саморегуляции. Например, спокойная и поддерживающая атмосфера в семье, где родители демонстрируют эмоциональную стабильность и учат детей справляться с трудностями, помогает детям усваивать модели самоконтроля и эмоциональной регуляции.
Формирование навыков саморегуляции у детей с ОВЗ требует систематической работы и терпения. Сложности, с которыми сталкиваются эти дети, могут затруднять их взаимодействие с окружающими и вызывать эмоциональные перегрузки. Поэтому важно подходить к каждому ребёнку индивидуально, учитывая его эмоциональные и когнитивные особенности. Психологические техники и упражнения должны быть адаптированы под потребности конкретного ребёнка, что позволит ему вырабатывать необходимые навыки в комфортной для него обстановке.
Таким образом, формирование навыков саморегуляции у дошкольников с ОВЗ является важной составляющей их личностного и социального развития. Использование психологических техник, направленных на развитие эмоциональной осознанности, волевых качеств и способности к самоконтролю, помогает детям лучше адаптироваться к образовательной и социальной среде, снижает уровень тревожности и способствует успешной социализации.
Список литературы
1. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Комбинированная образовательная организация: от эксперимента к широкой практике // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 1. C. 13-19.
2. Разенкова Ю.А. Предупреждение и преодоление трудностей развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья : дис. ... докт. пед. наук: 13.00.03 / Юлия Анатольевна Разенкова. Ин-т коррекц. педагогики РАО. М., 2017. 207 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат