Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Психокоррекция нарушений внимания у детей школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Работа №73058

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Психокоррекция нарушений внимания у детей школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)
Работа:

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

 

Чернецова София Викторовна,

учитель МКОУ г. Искитима Новосибирской области

"Коррекционная школа № 7"

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы психокоррекции нарушений внимания у детей школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Описаны основные особенности внимания у таких детей, влияние нарушений на учебный процесс и социализацию. Особое внимание уделено коррекционным методам, направленным на улучшение концентрации и устойчивости внимания, включая игровые методики, использование сенсорных и когнитивных упражнений, а также ролевые и двигательные игры. Также приведены практические рекомендации для учителей и психологов по организации коррекционной работы.

Ключевые слова: задержка психического развития, нарушение внимания, психокоррекция, дети с ЗПР, школьный возраст, методы коррекции внимания.

 

Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм отклонений в развитии у детей школьного возраста. Характерными признаками ЗПР являются замедленные темпы формирования психических процессов, включая внимание, память, мышление и речь. Нарушения внимания особенно негативно влияют на учебный процесс, так как дети с ЗПР часто испытывают трудности с концентрацией, переключением и поддержанием внимания на длительное время.

Эти проблемы ведут к снижению успеваемости, затрудняют усвоение школьного материала и влияют на социализацию детей, вызывая проблемы во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Психокоррекция нарушений внимания является важной частью образовательной работы с такими детьми, поскольку она помогает им лучше адаптироваться к учебным и социальным условиям, развивая навыки, необходимые для успешного обучения и повседневной жизни.

Рассмотрим особенности нарушений внимания у детей с ЗПР.

1. У детей с ЗПР отмечается низкий уровень концентрации внимания, что затрудняет выполнение даже простых учебных заданий. Им сложно сосредоточиться на одном виде деятельности, особенно если задание требует когнитивных усилий. Они часто отвлекаются на внешние раздражители, что снижает качество выполнения работы.

2. Переключение внимания у детей с ЗПР также затруднено. Это проявляется в том, что дети долго адаптируются к смене вида деятельности и испытывают затруднения при переходе от одной задачи к другой. Они могут застревать на одном задании или, наоборот, перескакивать с одного задания на другое, не доводя его до конца.

3. Устойчивость внимания — это способность сохранять сосредоточенность на протяжении длительного времени. Дети с ЗПР, как правило, не могут удерживать внимание на протяжении всего урока, часто теряют интерес к заданию и переключаются на другие объекты. Это приводит к необходимости частого напоминания и повторного объяснения учебного материала.

Выделим методы психокоррекции нарушений внимания детей с ЗПР.

1. Игра является естественной деятельностью для детей и может эффективно использоваться для коррекции нарушений внимания. Игры, требующие сосредоточенности и последовательности действий, помогают развивать навыки концентрации. Например, игры на поиск предметов, которые требуют внимания к деталям, или игры с простыми правилами, где требуется выполнять задания в определенной последовательности.

Игра "Найди и повтори", в которой детям предлагается внимательно рассмотреть изображение или последовательность предметов, а затем воспроизвести их в правильном порядке. Такая игра помогает улучшать зрительное внимание и способность к запоминанию информации.

2. Для коррекции внимания у детей с ЗПР важно использовать упражнения, направленные на развитие сенсорных систем и когнитивных процессов. Это могут быть задания, связанные с различением цветов, форм, размеров, звуков и тактильных ощущений. Сенсорные упражнения помогают детям концентрироваться на одном аспекте задачи, развивая способность фокусироваться и удерживать внимание.

Упражнения на сортировку предметов по цвету или форме, задания с использованием тактильных материалов (мячи, кубики), что способствует развитию как внимания, так и мелкой моторики.

3. Ролевые игры способствуют развитию способности к планированию, последовательности действий и концентрации. В процессе выполнения ролевых задач дети учатся действовать по правилам, что помогает им сосредотачиваться на поставленных задачах. Кроме того, такие игры развивают воображение и творческое мышление, что также способствует улучшению когнитивных функций.

Игра "Магазин", в которой дети играют роли продавцов и покупателей. Здесь важно следить за последовательностью действий, выполнять задания в правильном порядке, что тренирует внимание и самоконтроль.

4. Дети с ЗПР часто нуждаются в активных формах коррекционной работы. Двигательные игры и упражнения, такие как эстафеты, упражнения на координацию движений и баланс, помогают детям развивать не только физические, но и когнитивные навыки, включая внимание. Физическая активность стимулирует мозговую активность, что способствует улучшению внимания и саморегуляции.

Упражнение "Ловкий мяч", где дети должны сосредоточенно бросать и ловить мяч, следя за правилами игры. Это развивает как моторные навыки, так и способность концентрироваться на задаче.

Предложим практические рекомендации для учителей:

- Организация работы в короткие промежутки времени. Дети с ЗПР не могут долго удерживать внимание, поэтому рекомендуется организовывать учебную деятельность в короткие промежутки времени (от 10 до 15 минут), делая небольшие паузы между заданиями. Это помогает поддерживать их интерес и снижает уровень утомляемости.

- Четкая структура урока. Уроки для детей с ЗПР должны быть четко структурированы: каждое задание должно быть логически связано с предыдущим. Четкие инструкции и последовательность действий помогают детям лучше ориентироваться в учебном материале и повышают их способность к концентрации.

- Использование визуальных и аудиальных опор. Для удержания внимания детей с ЗПР можно использовать наглядные пособия, такие как карточки, схемы, изображения, а также аудиальные опоры (звуковые сигналы, музыкальные фрагменты). Визуальные и аудиальные опоры помогают детям легче воспринимать информацию и удерживать внимание на задании.

- Поощрение за выполнение задач. Мотивация играет важную роль в коррекционной работе с детьми с ЗПР. Поощрение за успешное выполнение задания помогает поддерживать интерес к учебной деятельности. Это может быть как вербальное одобрение, так и небольшие символические призы (наклейки, баллы и т.д.).

- Регулярное повторение материала. Для детей с ЗПР важно регулярное повторение пройденного материала, так как они быстро забывают новую информацию. Постоянное закрепление изученного способствует улучшению памяти и концентрации внимания.

В заключение отметим, что психокоррекция нарушений внимания у детей с задержкой психического развития требует комплексного подхода, сочетающего игровые методики, сенсорные и двигательные упражнения, а также четкую организацию учебного процесса. Эффективная коррекционная работа способствует улучшению когнитивных функций детей, их способности к концентрации и вниманию, что в конечном итоге улучшает их учебные достижения и социальную адаптацию. Важно, чтобы учителя и специалисты по коррекционной педагогике использовали разнообразные методы и формы работы, адаптированные под индивидуальные особенности каждого ребенка.

 

Список литературы

Белякова, Е. С.

Психокоррекционная

работа с детьми с ЗПР в образовательных учреждениях. Журнал "Психология и образование", 2023, № 1.

Данилова, А. В. Сенсорные и когнитивные упражнения в коррекции нарушений внимания у детей с ЗПР. — Казань: Казанский университет, 2019.

Новикова, Л. П., Третьякова, М. В. Игровые методики в

психокоррекции

детей с ЗПР. —

СПб.:

Лань, 2020.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×