ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ
Лебединцева Жамиля Кабировна,
учитель географии, г. Санкт-Петербург,
Выборгский район, Парголово ГБОУ №482
Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования практических умений и навыков учащихся в процессе обучения географии в школе. Подчеркивается важность практико-ориентированного подхода, который помогает учащимся не только усваивать теоретические знания, но и применять их на практике. В статье описываются основные методы, направленные на развитие таких навыков, как работа с картами, географическое моделирование, исследовательская деятельность и использование цифровых технологий. Уделено внимание роли учителя в организации учебного процесса, направленного на формирование практических компетенций школьников.
Ключевые слова: практические навыки, география, работа с картой, исследовательская деятельность, цифровые технологии, практико-ориентированное обучение.
Современное образование требует от школьников не только получения теоретических знаний, но и овладения практическими умениями и навыками, которые помогут им в повседневной жизни и в будущей профессиональной деятельности. В преподавании географии особое внимание следует уделять развитию практических навыков, так как этот предмет тесно связан с реальными явлениями и процессами, происходящими в окружающем мире.
Практическая составляющая обучения географии включает в себя множество аспектов, таких как умение работать с географическими картами, проведение полевых исследований, анализ данных и их интерпретация, моделирование процессов, происходящих на Земле, и использование современных технологий. Все это способствует более глубокому пониманию географических процессов и повышению познавательной активности учащихся. В данной статье рассматриваются основные методы и приемы, которые способствуют формированию у школьников практических навыков на уроках географии.
Одним из важнейших элементов практического обучения географии является работа с картами. Карта — это основное средство для отображения географической информации, и умение правильно читать, интерпретировать и использовать карты является ключевым навыком, который должен быть сформирован у каждого ученика.
Учащиеся должны научиться работать с различными видами карт — топографическими, политическими, экономическими и климатическими. Это включает в себя чтение условных обозначений, определение местоположения объектов, измерение расстояний, анализ рельефа и других характеристик территории. Работа с картами развивает у школьников пространственное мышление, позволяет лучше понимать взаимосвязи между различными географическими объектами и явлениями.
Одним из эффективных методов формирования навыков является самостоятельное построение карт и схем. Это может быть создание картографических схем с отображением определенных явлений, например, климатических зон или размещения крупных промышленных объектов. Такой подход помогает школьникам лучше усваивать материал и применять теоретические знания на практике.
Исследовательская деятельность — важный элемент практического обучения географии. Она позволяет учащимся самостоятельно проводить наблюдения, анализировать данные и делать выводы, что способствует развитию аналитического мышления и исследовательских умений.
Полевые исследования являются одним из наиболее значимых элементов географического обучения. Они могут включать наблюдения за погодными условиями, исследование почв, анализ ландшафта и водных объектов, сбор данных о флоре и фауне. Полевые исследования помогают школьникам развивать навыки наблюдения и анализа, учат их работать с первичными данными и применять их для решения географических задач.
Проектные задания являются еще одним эффективным способом развития практических навыков. Например, учащиеся могут выполнить проект по изучению экологической ситуации в своем регионе, анализу демографических процессов или разработке предложений по улучшению использования природных ресурсов. Проектное обучение способствует развитию самостоятельности, ответственности и умения работать в команде.
Современные цифровые технологии открывают новые возможности для формирования практических навыков у школьников. Использование геоинформационных систем (ГИС), онлайн-карт и других цифровых инструментов позволяет проводить более глубокий анализ географической информации и моделировать различные процессы.
ГИС — это мощный инструмент, который позволяет учащимся работать с пространственными данными. С помощью ГИС школьники могут анализировать данные о климате, демографии, урбанизации, проводить пространственный анализ и моделировать географические процессы. Этот инструмент развивает у школьников навыки работы с большими массивами данных, что особенно важно в условиях цифрового общества.
Использование мультимедийных ресурсов, таких как виртуальные экскурсии, видео и интерактивные карты, помогает сделать уроки географии более наглядными и увлекательными. Это способствует лучшему усвоению материала и развитию умений работать с визуальной информацией.
Учитель играет ключевую роль в процессе формирования практических умений и навыков у школьников. Важно, чтобы учитель организовывал учебный процесс таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность самостоятельно выполнять практические задания, работать с картами, участвовать в исследовательских проектах и использовать цифровые технологии.
Для эффективного формирования практических навыков учителю необходимо планировать уроки, включающие практические задания, которые будут связаны с реальными географическими процессами и ситуациями. Это могут быть задания по анализу климатических изменений, урбанизации, миграции населения и другим актуальным темам.
Оценка практических навыков учащихся должна учитывать не только результаты выполнения заданий, но и процесс работы: умение анализировать данные, применять теоретические знания, находить решения и обосновывать свои выводы. Это поможет учителю более точно оценить уровень подготовки учеников и скорректировать процесс обучения.
В заключение отметим, что формирование практических умений и навыков у учащихся на уроках географии является важной задачей, которая требует от учителя использования разнообразных методов и приемов. Работа с картами, исследовательская деятельность, проектные задания и использование цифровых технологий помогают школьникам не только усваивать теоретические знания, но и развивать аналитические и исследовательские навыки, необходимые для понимания сложных географических процессов. Практико-ориентированное обучение делает изучение географии более увлекательным и прикладным, что способствует формированию у школьников интереса к предмету и повышению их мотивации к обучению.
Список литературы
Ковалева, Т. М. Практические задания на уроках географии. Москва: Просвещение, 2020.
Михайлова, И. А. Методика полевых исследований для школьников. Санкт-Петербург: Лань, 2019.
Петрова, Л. Н. Цифровые технологии в обучении географии. Москва: Академия, 2018.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат