ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Лебединцева Жамиля Кабировна,
учитель географии, г. Санкт-Петербург,
Выборгский район, Парголово ГБОУ №482
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования функциональной грамотности на уроках географии. Описываются методы, которые помогают учащимся не только овладеть теоретическими знаниями, но и развить навыки их применения в повседневной жизни. Особое внимание уделено географической, экологической и информационной грамотности как ключевым компонентам функциональной грамотности. Статья подчеркивает роль учителя в организации учебного процесса, направленного на развитие способности школьников критически мыслить, анализировать информацию и принимать обоснованные решения в условиях современных вызовов.
Ключевые слова: функциональная грамотность, географическая грамотность, экологическая грамотность, информационная грамотность, критическое мышление, география.
Функциональная грамотность — это способность человека эффективно применять знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. В современном мире, где учащиеся сталкиваются с разнообразными информационными и экологическими вызовами, она становится одной из главных целей образования. География как школьный предмет обладает уникальным потенциалом для формирования функциональной грамотности, так как она напрямую связана с реальными процессами, влияющими на жизнь человека и планеты.
На уроках географии учащиеся должны научиться анализировать, интерпретировать и применять информацию, исходя из реальных данных. Это включает в себя работу с картами, статистическими показателями, геоинформационными системами и экологическими исследованиями. В данной статье будут рассмотрены основные подходы и методы, способствующие формированию функциональной грамотности на уроках географии.
Географическая грамотность — это способность человека понимать и применять знания о пространственном расположении объектов, взаимосвязях между природными и социальными явлениями, а также анализировать и интерпретировать географические данные. Формирование географической грамотности является ключевой задачей учителя на уроках географии.
Одним из главных инструментов формирования географической грамотности является работа с картами. Ученики должны не только уметь читать карты, но и анализировать информацию, которую они предоставляют. Например, на уроках можно предложить учащимся проанализировать распределение природных ресурсов по регионам, сопоставить их с экономическими показателями стран и сделать выводы о возможных причинах тех или иных экономических процессов.
Географическое моделирование также способствует развитию географической грамотности. Учитель может использовать различные модели и симуляции для демонстрации природных и социальных процессов. Это могут быть модели изменения климата, движения тектонических плит, урбанизации и т.д. Такие задания помогают школьникам лучше понимать географические процессы и их влияние на жизнь людей.
Экологическая грамотность — это способность человека понимать основы экологических процессов, осознавать последствия своей деятельности для окружающей среды и принимать решения, направленные на сохранение природных ресурсов. Экологическая грамотность имеет особое значение в условиях глобальных экологических проблем, таких как изменение климата, загрязнение воздуха и воды, сокращение биоразнообразия.
На уроках географии учитель может привлекать внимание учеников к актуальным экологическим проблемам, обсуждая их причины, последствия и возможные решения. Например, можно проводить дискуссии о мерах, которые могут быть приняты для снижения воздействия человека на климат, обсудить проблемы загрязнения Мирового океана и пути их решения.
Практическая деятельность также важна для формирования экологической грамотности. Учитель может предложить учащимся провести исследование состояния окружающей среды в их регионе, изучить экологическое состояние водоемов или зеленых зон. Такие проекты позволяют школьникам осознать важность экологической ответственности и развить навыки самостоятельного анализа экологической информации.
Информационная грамотность включает в себя способность эффективно искать, анализировать, оценивать и использовать информацию. В условиях изобилия информации в современном мире важно, чтобы школьники умели критически относиться к получаемым данным, особенно в вопросах, касающихся окружающей среды, ресурсов и глобальных изменений.
Учитель может предложить учащимся анализировать различные источники информации, включая научные статьи, официальные отчеты, новостные материалы и ресурсы интернета. Задача учителя — научить школьников критически оценивать достоверность источников и правильно интерпретировать полученные данные. Например, можно провести анализ публикаций о последствиях глобального потепления, сравнивая различные точки зрения и научные исследования.
Использование геоинформационных систем (ГИС-технологий) является важным элементом информационной грамотности. Эти системы позволяют учащимся работать с пространственными данными, анализировать их и принимать решения на основе реальной информации. Например, учащиеся могут использовать ГИС для анализа демографической ситуации в регионе, прогнозирования изменений в результате урбанизации или оценки экологических рисков.
На уроках географии учитель может использовать различные методы и приемы, направленные на формирование функциональной грамотности. Среди них выделяются:
1. Проектное обучение. Учитель может предложить учащимся проектные задания, такие как исследование местных природных ресурсов или разработка плана устойчивого развития региона. Проекты помогают школьникам самостоятельно анализировать информацию и применять полученные знания на практике.
2. Деловые игры и кейс-стади. Деловые игры, моделирующие реальные ситуации, и анализ кейсов помогают учащимся принимать решения в условиях неопределенности. Например, учащиеся могут принять участие в «международной конференции» по вопросам изменения климата и выработать общие меры для решения экологических проблем.
3. Дискуссии и дебаты. Обсуждение актуальных географических проблем в формате дебатов способствует развитию критического мышления и умения аргументировать свою точку зрения. Дискуссии на темы урбанизации, изменения климата или использования ресурсов помогают учащимся глубже разобраться в проблеме и научиться принимать обоснованные решения.
В заключение отметим, что формирование функциональной грамотности на уроках географии является важнейшей задачей, которая требует использования разнообразных методов и подходов. Географическая, экологическая и информационная грамотность — это ключевые компоненты, которые помогают учащимся эффективно ориентироваться в современном мире, принимать решения, основанные на анализе данных, и быть ответственными за свои действия. Учитель играет важную роль в создании условий для развития этих навыков, используя активные методы обучения и практико-ориентированные задания.
Список литературы
Громова, Л. С. Экологическая ответственность и образование. Казань:
Таткнигоиздат
, 2022.
Васильева, Н. А. Методы и приемы формирования функциональной грамотности. Москва: Просвещение, 2020.
Иванов, А. П. Географическая грамотность в условиях глобализации. Москва:
Геоцентр
, 2018.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат