ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
Денисова Наталья Борисовна, учитель математики
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кольского района Мурманской области
"Лодейнинская средняя общеобразовательная школа"
Аннотация: В статье рассматриваются способы повышения учебной мотивации школьников при изучении математики. Описаны различные методические приёмы, которые способствуют развитию интереса к предмету, такие как использование игровых элементов, прикладных задач и современных технологий. Особое внимание уделяется роли индивидуального подхода и созданию условий для успешного обучения каждого ученика. Указаны примеры эффективного применения методов, направленных на формирование у школьников положительного отношения к математике и мотивации к учению.
Ключевые слова: учебная мотивация, математика, игровые технологии, прикладные задачи, индивидуальный подход, успешное обучение.
Повышение учебной мотивации школьников при изучении математики — одна из главных задач современного учителя. Математика, будучи основным предметом школьной программы, нередко вызывает у детей трудности, что может привести к снижению интереса и мотивации к обучению. Однако, если использовать разнообразные методические подходы и создавать благоприятную атмосферу для изучения предмета, можно значительно повысить мотивацию учеников, что положительно отразится на их успеваемости.
Одним из важных факторов, влияющих на мотивацию, является личностная значимость материала. Ученики должны понимать, для чего им нужны знания по математике и как они могут быть применены в реальной жизни. Учитель может способствовать этому, вводя в процесс обучения задачи прикладного характера, которые связаны с повседневной жизнью учащихся. Например, задачи на расчёт бюджета, время поездок, проценты при покупках или кредита. Такие задания показывают школьникам, что математика не просто абстрактная дисциплина, а необходимый инструмент для решения реальных задач.
Также важным способом повышения мотивации является использование игровых технологий на уроках. Элементы игры могут быть встроены в процесс обучения через математические викторины, квесты, соревнования между группами учеников. Игра способствует не только повышению интереса к предмету, но и развитию логического мышления, навыков сотрудничества и самодисциплины. В современных условиях особенно актуальны образовательные платформы и приложения, которые позволяют проводить интерактивные уроки и игровые тренировки. Важно, чтобы игры не только развлекали, но и несли учебную пользу, поэтому необходимо тщательно подбирать содержание и уровень сложности задач.
Современные технологии также играют важную роль в мотивации учеников. Использование интерактивных досок, компьютерных программ, онлайн-курсов и образовательных приложений помогает сделать процесс обучения более наглядным и интересным. Цифровые технологии позволяют визуализировать сложные математические концепции, что способствует их лучшему пониманию. Например, графики функций можно строить в реальном времени, что помогает ученикам увидеть зависимость между переменными. Интерактивные задания и тесты позволяют школьникам получать мгновенную обратную связь, что повышает уровень их вовлечённости и стремление к самосовершенствованию.
Важным элементом мотивации также является поощрение самостоятельной работы и развитие исследовательского интереса у учеников. Учитель может давать задачи, которые предполагают поиск нестандартных решений или исследование новых для ученика тем. Это может быть работа с дополнительными материалами, поиск и применение альтернативных методов решения задач. Самостоятельность в обучении развивает у школьников чувство ответственности за результаты своей работы и формирует навыки критического мышления. Здесь важно создавать ситуации успеха, когда ученик, приложив усилия, достигает видимых результатов, что мотивирует его продолжать учиться и стремиться к новым достижениям.
Одной из ключевых задач учителя является обеспечение индивидуального подхода к каждому ученику. Все дети различаются по уровню подготовки, способностям и темпу усвоения материала, поэтому важно учитывать эти особенности при планировании уроков. Для сильных учеников можно предлагать задания повышенной сложности, которые требуют более глубокого понимания предмета, тогда как для учеников, испытывающих трудности, — подбирать более простые задачи с пошаговыми инструкциями и поддержкой. Индивидуальный подход помогает каждому ученику двигаться в своём темпе и чувствовать, что его успехи замечены и ценятся.
Неотъемлемой частью мотивации является создание положительной учебной среды, в которой ученик чувствует себя комфортно и уверенно. Психологическая атмосфера на уроках математики должна способствовать тому, чтобы ученики не боялись ошибаться и могли задавать вопросы без страха быть осмеянными. Уверенность в своих силах и поддержка учителя являются важными факторами, которые влияют на желание ученика заниматься предметом и стремиться к успехам. Учитель должен развивать у школьников убеждение, что трудности в изучении математики преодолимы, и каждый может достичь успеха при должных усилиях.
Таким образом, мотивация школьников к изучению математики может быть значительно повышена с помощью разнообразных методических приёмов и педагогических подходов. Использование прикладных задач, игровых технологий, современных образовательных средств, поддержка самостоятельной работы и индивидуальный подход к каждому ученику — всё это способствует развитию интереса и увлечённости у школьников. Задача учителя — помочь детям увидеть значимость математики и научить их получать удовольствие от её изучения, что в конечном итоге приведёт к более высоким результатам и личностному развитию учеников.
Список литературы
Исакина
А. Р., Пилипенко М. А., Зверева Л. Г. Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №5-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-motivatsii-i-stimulirovaniya-deyatelnosti-uchaschihsya-na-urokah-matematiki (дата обращения: 18.10.2024).
Калинина, Г. М. Способы повышения уровня мотивации к учебному процессу у детей на уроках математики и во внеурочное время / Г. М. Калинина. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 228-231. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112282/ (дата обращения: 18.10.2024).
Пугина
С. А. О формировании мотивации учебной деятельности учащихся на уроках математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 6. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65205.htm.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат