МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Касьянова Людмила Викторовна, учитель начальных классов,
МКОУ средняя общеобразовательная школа ЗАТО
Первомайский Кировской области
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приёмы работы с художественным текстом в начальной школе, направленные на развитие читательских навыков и осмысленное восприятие литературных произведений. Описаны ключевые приёмы анализа текста, формирования эмоционального отклика и развития критического мышления у младших школьников. Рассматриваются способы мотивации к чтению, использования вопросов и творческих заданий для углубления понимания текста. Особое внимание уделено работе с разными жанрами, развитию выразительного чтения и навыков пересказа.
Ключевые слова: художественный текст, начальная школа, методы работы с текстом, литературное чтение, выразительное чтение, анализ текста, мотивация к чтению.
Работа с художественным текстом в начальной школе является одной из ключевых составляющих формирования читательской грамотности и общего развития школьников. На уроках литературного чтения младшие школьники знакомятся с разными жанрами и стилями, осваивают основы выразительного чтения и анализа текста, учатся понимать и интерпретировать содержание произведений. Формирование умения работать с текстом закладывает основу для дальнейшего успешного обучения и развития критического мышления.
Цель работы с художественным текстом заключается не только в обучении чтению, но и в развитии творческого и аналитического мышления. Важно не просто научить ребёнка читать текст, но и помочь ему осознать его содержание, почувствовать эмоциональный отклик и сформировать собственное отношение к прочитанному. В данной статье рассматриваются основные методы и приёмы, которые могут быть использованы учителями начальных классов для работы с художественными текстами.
Рассмотрим основные методы и приёмы работы с художественным текстом.
1. Одной из важнейших задач учителя начальных классов является формирование интереса к чтению. Для этого могут быть использованы следующие приёмы:
- Чтение вслух. Учитель может выразительно прочитать отрывок из произведения, чтобы привлечь внимание детей к сюжету и героям. Эмоциональная подача текста помогает вызвать интерес и желание продолжить чтение самостоятельно.
- Обсуждение иллюстраций. До начала работы с текстом можно предложить детям рассмотреть иллюстрации и высказать свои предположения о сюжете или героях произведения. Это развивает интерес и помогает настроиться на восприятие текста.
- Загадочные вопросы. Перед началом чтения учитель может задать вопросы, которые вызывают любопытство у детей, например: «Почему герои оказались в такой ситуации?» или «Что произошло с главным героем?». Такие вопросы мотивируют детей внимательно следить за развитием сюжета.
2. Навыки выразительного чтения помогают младшим школьникам лучше воспринимать текст, а также развивают их речевые и эмоциональные способности. Для развития выразительного чтения учитель может использовать следующие приёмы:
- Чтение по ролям. Учитель распределяет роли среди учеников и предлагает им читать текст с соответствующими интонациями. Это помогает лучше понять характеры героев и их эмоциональное состояние.
- Чтение с разными интонациями. Учитель может предложить ученикам прочитать один и тот же отрывок с разными интонациями — грустно, весело, удивлённо. Это упражнение развивает умение чувствовать настроение текста и понимать его эмоциональный подтекст.
- Звуковая палитра текста. Учитель может обращать внимание учеников на звуковое оформление текста: как автор использует аллитерации, рифмы или повторения для создания особой атмосферы произведения.
3. После прочтения текста важно обсудить его с детьми, чтобы помочь им глубже понять содержание и смысл произведения. В этом процессе можно использовать различные вопросы и задания:
- Вопросы по содержанию. Учитель может задавать вопросы о сюжете и персонажах: «Что случилось с героем? Почему он поступил именно так?», «Как герои изменились к концу истории?». Это помогает учащимся воспроизводить содержание текста и лучше понимать его смысл.
- Обсуждение чувств и эмоций героев. Важно, чтобы дети учились понимать, какие чувства испытывают персонажи в различных ситуациях. Например, учитель может спросить: «Как ты думаешь, что чувствовал герой в этот момент?» или «Почему герой был так расстроен?».
- Творческие задания. Учитель может предложить детям нарисовать иллюстрации к тексту, придумать собственное продолжение истории или пересказать её от лица другого персонажа. Такие задания помогают развить воображение и креативное мышление.
4. Пересказ — важный элемент работы с текстом, который способствует развитию навыков связной речи и пониманию структуры текста. Учитель может использовать следующие приёмы для развития навыков пересказа:
- Учитель помогает ученикам выделить ключевые события и составить план пересказа. Это учит детей структурировать информацию и восстанавливать последовательность событий.
- Один из эффективных способов пересказа — это пересказ текста от лица одного из героев. Это развивает эмпатию и помогает глубже осмыслить мотивы и действия персонажей.
- Игра «вопрос — ответ». Учитель и ученики задают друг другу вопросы по тексту, отвечая на них в формате пересказа. Это упражнение помогает лучше усвоить содержание и логику повествования.
5. Каждый жанр художественной литературы требует особого подхода к работе с текстом. Например:
- При работе с текстами сказок важно обратить внимание на типичные жанровые элементы — чудеса, борьбу добра и зла, моральный урок. Учитель может предложить детям придумать собственную сказку или написать продолжение известной истории.
- Работа со стихами требует внимания к ритму и рифме. Учитель может использовать упражнения на рифмование, предложить детям самим сочинить короткие стихотворения на заданную тему.
- При работе с рассказами важно обсуждать их композицию, обращать внимание на развитие конфликта и кульминацию. Учитель может предложить детям выделить завязку, кульминацию и развязку сюжета.
В заключение отметим, что работа с художественным текстом в начальной школе — это не просто процесс обучения чтению, но и важный элемент общего развития ребёнка. Использование разнообразных методов и приёмов помогает ученикам не только осваивать навык чтения, но и развивать мышление, воображение, эмоциональный отклик. Важно, чтобы учитель поддерживал интерес к чтению, используя творческие и игровые методы, делая процесс работы с текстом увлекательным и познавательным.
Список литературы
Васильева, Н. П. Методика преподавания литературного чтения в начальной школе. Москва: Просвещение, 2021.
Зайцева, И. В. Технологии работы с текстом на уроках литературного чтения. Екатеринбург: Уральский университет, 2020.
Рябова, А. В. Выразительное чтение: методика и практика. Москва:
Вентана
-Граф, 2022.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат