Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Методы формирования экологической культуры у детей начальных классов. Работа №73091

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Методы формирования экологической культуры у детей начальных классов
Работа:

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Подшивалова Екатерина Александровна, учитель начальных классов

МКОУ Кипельская СОШ, Курганская область с.Кипель

Аннотация. В статье рассматриваются эффективные методы формирования экологической культуры у младших школьников в рамках учебного процесса. Авторы акцентируют внимание на важности раннего экологического воспитания и его влиянии на формирование ответственного отношения к окружающей среде. Представлены практические подходы и примеры, которые могут быть использованы учителями начальных классов для вовлечения детей в активную экологическую деятельность. Статья нацелена на педагогов и родителей, стремящихся воспитать у детей осознанное и бережное отношение к природе.

Ключевые слова: экологическая культура, начальные классы, экологическое воспитание, природа, устойчивое развитие, педагогические методы, проекты, экологическое сознание.

Формирование экологической культуры у младших школьников — одна из важных задач современного образования. В условиях глобальных экологических проблем, таких как изменение климата, загрязнение окружающей среды и исчезновение видов, детям необходимо с раннего возраста прививать осознанное отношение к природе. Задача учителя — сформировать у детей понимание взаимосвязи человека и природы, научить их уважать и сохранять окружающую среду.

Экологическая культура включает в себя знания, навыки и ценностные установки, которые помогают детям осознать, что их действия могут влиять на природу как позитивно, так и негативно. Важно начинать этот процесс с младших школьных лет, когда дети восприимчивы к новым знаниям и готовы к активному обучению.

Начальная школа — это период, когда закладываются базовые понятия о мире. Формирование экологического сознания в этом возрасте помогает детям осознать важность бережного отношения к природе и научиться принимать ответственность за свои поступки.

Экологическое воспитание в начальной школе способствует:

Развитию у детей осознанного отношения к окружающей среде.

Формированию у них чувства ответственности за природу.

Воспитанию навыков экологически устойчивого поведения (сортировка мусора, экономия ресурсов).

Развитию критического мышления и способности принимать решения на основе экологических знаний.

Для успешного внедрения экологического воспитания учитель должен использовать различные методики и подходы, которые помогут детям осознать значимость экологических проблем.

Методы формирования экологической культуры

Существует множество методов и педагогических приёмов, которые можно использовать для формирования экологической культуры у младших школьников. Ниже представлены наиболее эффективные из них.

Проектная деятельность. Проекты — один из наиболее действенных способов вовлечения детей в активное изучение окружающей среды. Экологические проекты могут быть разнообразными по теме и формату, но все они направлены на развитие исследовательских и творческих навыков детей.

Примеры проектов:

Проект "Зелёный класс": дети вместе с учителем озеленяют классную комнату, создавая уголок природы. Ребята учатся ухаживать за растениями, изучают их особенности и влияние на микроклимат помещения.

Проект "Экологическая карта района": ученики исследуют территорию рядом со школой, отмечают на карте загрязнённые зоны и разрабатывают планы по их улучшению (например, уборка мусора).

Проект "Моя эко-семья": дети вместе с родителями разрабатывают домашние экологические правила (сортировка мусора, экономия воды, использование многоразовых вещей) и рассказывают о них в классе.

Проектная деятельность способствует не только формированию экологических знаний, но и развитию творческих и коммуникативных навыков детей.

Игровые методы. Игры — это один из наиболее доступных и увлекательных способов обучения в начальной школе. Экологические игры помогают детям не только усвоить важные понятия, но и эмоционально проникнуться проблемами окружающей среды.

Примеры игр:

Экологическая викторина: вопросы о животных, растениях, охране природы помогают закрепить знания в игровой форме.

Ролевая игра "Спасатели природы": дети принимают на себя роли экологов, исследователей, защитников природы, разрабатывая меры по спасению лесов, рек или редких животных.

Игра "Сортировка мусора": дети учатся правильно разделять отходы, сортируя макеты мусора по разным контейнерам.

Игровые методы делают процесс обучения интересным и мотивирующим, что особенно важно для младших школьников.

Экскурсии и походы на природу. Прямое взаимодействие с природой — один из наиболее эффективных способов формирования экологической культуры. Экскурсии и походы позволяют детям на практике увидеть разнообразие природных экосистем и понять, как важно их сохранять.

Примеры мероприятий:

Экскурсия в лес или парк: наблюдение за растениями и животными, обсуждение взаимосвязи природных объектов.

Поход к реке или озеру: изучение водной экосистемы, проведение небольших исследований воды (например, чистоты).

Уборка территории: проведение совместной акции по уборке школьного двора или близлежащей территории помогает детям на практике увидеть результаты небрежного отношения к природе.

Такие мероприятия воспитывают у детей чувство уважения к окружающей среде и помогают наглядно понять важность экологической ответственности.

Уроки с интеграцией экологических знаний. Важным аспектом экологического воспитания является интеграция экологических тем в учебные предметы. Учитель может включать экологические вопросы в уроки математики, литературы, окружающего мира и даже физкультуры.

Примеры интеграции:

Математика: задачи, связанные с подсчётом ресурсов (сколько воды можно сэкономить при экономном использовании, сколько деревьев можно посадить на определённой территории).

Литература: чтение и обсуждение произведений, где природа играет ключевую роль (например, рассказы и стихи о природе).

Окружающий мир: изучение природных явлений и экосистем, обсуждение экологических проблем и решений.

Такая межпредметная интеграция помогает закрепить экологические знания на разных уровнях и прививает детям понимание того, что забота о природе — это часть повседневной жизни.

Роль родителей в формировании экологической культуры. Важную роль в формировании экологической культуры детей играют родители. Учитель должен активно привлекать родителей к участию в экологическом воспитании, предлагая им совместные проекты, мероприятия и обсуждения.

Примеры взаимодействия с родителями:

Организация семейных экологических акций (субботники, посадка деревьев).

Проведение родительских собраний с обсуждением вопросов экологического воспитания.

Включение родителей в проекты детей (например, совместное изготовление поделок из природных материалов).

Совместная деятельность помогает формировать у детей комплексный подход к экологической культуре и укрепляет семейные ценности.

Формирование экологической культуры у младших школьников — это важный и многоэтапный процесс, который требует участия как учителей, так и родителей. Использование разнообразных методов, таких как проектная деятельность, игры, экскурсии и интеграция экологических знаний в учебные предметы, позволяет создать у детей устойчивое экологическое сознание. Воспитывая бережное отношение к природе с раннего возраста, мы помогаем детям стать ответственными гражданами, способными принимать осознанные решения в пользу защиты окружающей среды.

Список литературы

Везетиу Екатерина Викторовна Теоретические аспекты формирования экологической культуры младших школьников // Universum: психология и образование. 2018. №4 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-formirovaniya-ekologicheskoy-kultury-mladshih-shkolnikov

Зайцева Светлана Александровна, Рыжечкина Лариса Игоревна Формирование экологической культуры младших школьников средствами учебных проектов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-mladshih-shkolnikov-sredstvami-uchebnyh-proektov

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×