МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Подшивалова Екатерина Александровна, учитель начальных классов
МКОУ Кипельская СОШ, Курганская область с.Кипель
Аннотация. В статье рассматриваются эффективные методы формирования экологической культуры у младших школьников в рамках учебного процесса. Авторы акцентируют внимание на важности раннего экологического воспитания и его влиянии на формирование ответственного отношения к окружающей среде. Представлены практические подходы и примеры, которые могут быть использованы учителями начальных классов для вовлечения детей в активную экологическую деятельность. Статья нацелена на педагогов и родителей, стремящихся воспитать у детей осознанное и бережное отношение к природе.
Ключевые слова: экологическая культура, начальные классы, экологическое воспитание, природа, устойчивое развитие, педагогические методы, проекты, экологическое сознание.
Формирование экологической культуры у младших школьников — одна из важных задач современного образования. В условиях глобальных экологических проблем, таких как изменение климата, загрязнение окружающей среды и исчезновение видов, детям необходимо с раннего возраста прививать осознанное отношение к природе. Задача учителя — сформировать у детей понимание взаимосвязи человека и природы, научить их уважать и сохранять окружающую среду.
Экологическая культура включает в себя знания, навыки и ценностные установки, которые помогают детям осознать, что их действия могут влиять на природу как позитивно, так и негативно. Важно начинать этот процесс с младших школьных лет, когда дети восприимчивы к новым знаниям и готовы к активному обучению.
Начальная школа — это период, когда закладываются базовые понятия о мире. Формирование экологического сознания в этом возрасте помогает детям осознать важность бережного отношения к природе и научиться принимать ответственность за свои поступки.
Экологическое воспитание в начальной школе способствует:
Развитию у детей осознанного отношения к окружающей среде.
Формированию у них чувства ответственности за природу.
Воспитанию навыков экологически устойчивого поведения (сортировка мусора, экономия ресурсов).
Развитию критического мышления и способности принимать решения на основе экологических знаний.
Для успешного внедрения экологического воспитания учитель должен использовать различные методики и подходы, которые помогут детям осознать значимость экологических проблем.
Методы формирования экологической культуры
Существует множество методов и педагогических приёмов, которые можно использовать для формирования экологической культуры у младших школьников. Ниже представлены наиболее эффективные из них.
Проектная деятельность. Проекты — один из наиболее действенных способов вовлечения детей в активное изучение окружающей среды. Экологические проекты могут быть разнообразными по теме и формату, но все они направлены на развитие исследовательских и творческих навыков детей.
Примеры проектов:
Проект "Зелёный класс": дети вместе с учителем озеленяют классную комнату, создавая уголок природы. Ребята учатся ухаживать за растениями, изучают их особенности и влияние на микроклимат помещения.
Проект "Экологическая карта района": ученики исследуют территорию рядом со школой, отмечают на карте загрязнённые зоны и разрабатывают планы по их улучшению (например, уборка мусора).
Проект "Моя эко-семья": дети вместе с родителями разрабатывают домашние экологические правила (сортировка мусора, экономия воды, использование многоразовых вещей) и рассказывают о них в классе.
Проектная деятельность способствует не только формированию экологических знаний, но и развитию творческих и коммуникативных навыков детей.
Игровые методы. Игры — это один из наиболее доступных и увлекательных способов обучения в начальной школе. Экологические игры помогают детям не только усвоить важные понятия, но и эмоционально проникнуться проблемами окружающей среды.
Примеры игр:
Экологическая викторина: вопросы о животных, растениях, охране природы помогают закрепить знания в игровой форме.
Ролевая игра "Спасатели природы": дети принимают на себя роли экологов, исследователей, защитников природы, разрабатывая меры по спасению лесов, рек или редких животных.
Игра "Сортировка мусора": дети учатся правильно разделять отходы, сортируя макеты мусора по разным контейнерам.
Игровые методы делают процесс обучения интересным и мотивирующим, что особенно важно для младших школьников.
Экскурсии и походы на природу. Прямое взаимодействие с природой — один из наиболее эффективных способов формирования экологической культуры. Экскурсии и походы позволяют детям на практике увидеть разнообразие природных экосистем и понять, как важно их сохранять.
Примеры мероприятий:
Экскурсия в лес или парк: наблюдение за растениями и животными, обсуждение взаимосвязи природных объектов.
Поход к реке или озеру: изучение водной экосистемы, проведение небольших исследований воды (например, чистоты).
Уборка территории: проведение совместной акции по уборке школьного двора или близлежащей территории помогает детям на практике увидеть результаты небрежного отношения к природе.
Такие мероприятия воспитывают у детей чувство уважения к окружающей среде и помогают наглядно понять важность экологической ответственности.
Уроки с интеграцией экологических знаний. Важным аспектом экологического воспитания является интеграция экологических тем в учебные предметы. Учитель может включать экологические вопросы в уроки математики, литературы, окружающего мира и даже физкультуры.
Примеры интеграции:
Математика: задачи, связанные с подсчётом ресурсов (сколько воды можно сэкономить при экономном использовании, сколько деревьев можно посадить на определённой территории).
Литература: чтение и обсуждение произведений, где природа играет ключевую роль (например, рассказы и стихи о природе).
Окружающий мир: изучение природных явлений и экосистем, обсуждение экологических проблем и решений.
Такая межпредметная интеграция помогает закрепить экологические знания на разных уровнях и прививает детям понимание того, что забота о природе — это часть повседневной жизни.
Роль родителей в формировании экологической культуры. Важную роль в формировании экологической культуры детей играют родители. Учитель должен активно привлекать родителей к участию в экологическом воспитании, предлагая им совместные проекты, мероприятия и обсуждения.
Примеры взаимодействия с родителями:
Организация семейных экологических акций (субботники, посадка деревьев).
Проведение родительских собраний с обсуждением вопросов экологического воспитания.
Включение родителей в проекты детей (например, совместное изготовление поделок из природных материалов).
Совместная деятельность помогает формировать у детей комплексный подход к экологической культуре и укрепляет семейные ценности.
Формирование экологической культуры у младших школьников — это важный и многоэтапный процесс, который требует участия как учителей, так и родителей. Использование разнообразных методов, таких как проектная деятельность, игры, экскурсии и интеграция экологических знаний в учебные предметы, позволяет создать у детей устойчивое экологическое сознание. Воспитывая бережное отношение к природе с раннего возраста, мы помогаем детям стать ответственными гражданами, способными принимать осознанные решения в пользу защиты окружающей среды.
Список литературы
Везетиу Екатерина Викторовна Теоретические аспекты формирования экологической культуры младших школьников // Universum: психология и образование. 2018. №4 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-formirovaniya-ekologicheskoy-kultury-mladshih-shkolnikov
Зайцева Светлана Александровна, Рыжечкина Лариса Игоревна Формирование экологической культуры младших школьников средствами учебных проектов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-mladshih-shkolnikov-sredstvami-uchebnyh-proektov
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат