Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Преподавание русского языка обучающимся, для которых он не является родным, . Работа №73133

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Преподавание русского языка обучающимся, для которых он не является родным,
Работа:

Преподавание русского языка обучающимся, для которых он не является родным.

Считается, что по-настоящему нормально двуязычие развивается в случае, если хотя бы на одном языке человек может адекватно выразить любую свою мысль. Если же речь полноценно не сформирована ни на одном языке, то разрушается сама структура мысли, и попытки самовыражения терпят крах. Это ведет не только к психологическим стрессам, но и к глубоким потерям в качестве общения.

В своей работе я столкнулась с проблемой адаптации детей-инофонов, формировании необходимых коммуникативных и языковых компетенций, эффективном взаимодействии их в русскоязычном окружении и успешном решении социокультурных проблем в своей повседневной жизни.

Инофоны– это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали. Учащиеся - инофоны русским языком владеют лишь на пороговом уровне, на так называемом бытовом. Такие ученики часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, т.к. дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке, а в школе учащиеся-инофоны вынуждены общаться с преподавателями, с одноклассниками только на русском языке. Преодоление языкового барьера создает для таких учащихся определенные трудности.

Наличие в классе ребёнка с родным таджикским языком потребовало определённой системы работы, изучения соответствующей литературы, изучения лучшего опыта работы других педагогов. Работу с таким ребёнком выстраивала в следующей системе:

1).Первичное обследование ребёнка-инофона.

2)Организация учебного процесса.

3)Организация воспитательной работы.

4)Психолого-педагогическое сопровождение детей-инофонов.

5) Взаимодействие с родителями.

1.Первичное обследование ребенка-инофона состоит из следующих критериев: возраст ученика, языковая компетентность, уровень базового образования, социально культурная адаптированность.

При поступлении такого ребёнка в школу прежде всего проводится собеседование с его родителями, цель которого – выяснить: какое время ребёнок будет учиться в школе; как и где он учился раньше; уровень владения русским языком родителей; на каком языке общаются в семье; в каких условиях ребёнок жил перед приездом в данную местность, и в каких условиях семья живёт сейчас.

Затем провожу тестирование по русскому языку как неродному, цель которого – выявление уровня владения русским языком как средством коммуникации.

Главные задачи психолого-педагогической диагностики при приеме ребёнка-инофона в школу: определение уровня школьной мотивации; определение уровня познавательной активности; выявление особенностей эмоционально волевой сферы ребенка; индивидуальные особенности характера; определение уровня коммуникативности. Для проведения диагностика был привлечён педагог- психолог. Диагностика, проведённая по по методике М.И.Краюшкиной, позволила мне определить уровень владения видами речевой деятельности - аудированием, говорением, чтением и письмом; тестирование, с помощью которого определяется уровень знаний русского языка. По данной методике выделяются три уровня владения видами речевой деятельности: нулевой, слабый, средний.

С нулевым уровнем дети не владеют русским языком. Со слабым уровнем дети очень плохо владеют русским языком, много слов не понимают, не могут полноценно общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Учащиеся со средним уровнем владения русским языком допускают ошибки в ударении и интонационном оформлении, у них присутствует акцент, допускается лексическая и грамматическая интерференция.

2. Организация учебного процесса.

По результатам тестирования был составлен индивидуальный образовательный маршрут, в котором отражается дифференцированный подход к обучению такого ребёнка. По рекомендациям ПМПК с учащимся стал заниматься учитель – логопед.

Основными задачами создания индивидуально – образовательного маршрута для детей - инофонов является: оказание помощи в овладении базовым уровнем разговорной и письменной речи, грамматическими формами языка; лексическая подготовка, обогащение словарного запаса; адаптация и социализация посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса; формирование универсальных учебных действий.

Благодаря разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории у учащихся – инофонов формируются следующие компетентности:

1)Начальная личностно – социальная компетентность (готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми): коммуникативность; организованность; самоконтроль поведения; интерес к социуму и культуре; соблюдение и использование культуры общения и культуры поведения со сверстниками и взрослыми; организация совместной деятельности, сотрудничества.

2)Начальная коммуникативно-речевая компетентность (адекватное понимание речи на слух, фонологический анализ речи, выработка навыков и умений общения на русском языке): коррекция звукопроизношения; развитие понимания речи; расширение словаря; усвоение грамматических норм, необходимых для построения элементарной речи на темы окружающей действительности.

3)Начальная литературная компетенция: (восприятие, анализ и интерпретация соответствующих возрастным возможностям литературных произведений).

Основной задачей ежедневной работы учителя с детьми - инофонами в повседневной жизни является повышение их уровня владения русской речью. Ведущая форма работы – целенаправленное общение естественного типа в различных наглядных и предметно-практических.

При планировании работы с ребёнком по повышению его уровня владения русской речью, я придерживаюсь следующих методических рекомендаций:

- в целях обеспечения понимания детьми русской речи и реагирования на речь действием, сопровождаю обращённую к ученику речь жестами, мимикой, показом предметов и картин;

- при планировании занятий учитываю достигнутый уровень владения языком, подбираю материал для обучения, соблюдая последовательность формирования речевых умений и навыков;

- для активизации речевой и речемыслительной деятельности ребёнка часто применяю коллективные и групповые формы работы (работа в парах, тройками, хоровые ответы). Так как, именно, при выполнении заданий в группе ребенок - инофон активно приобщается к речевому взаимодействию со сверстниками. Именно выполнение заданий в группе, использование «ролевых игр» позволяет ребенку- инофону максимально погружаться в новую для него атмосферу языковой культуры, создает ситуацию необходимости включиться, принять участие в общей работе. И здесь уже не так важно, что делает эта группа- коллективную аппликацию, рисунок, поделку, или идет обсуждение определенной ситуации и всем вместе необходимо найти способ решения. Ключевое слово здесь-вместе.Работа в парах также помогала мне исправлять речевые ошибки учеников путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывали друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи. Выработка фонематического слуха достигалась и за счёт индивидуальной работы с учеником.

Для организации речевой деятельности детей и усиления потребности общения на русском языке на уроках и внеурочных занятиях широко использую средства ИКТ.

Эффективными методами и средствами, способствующими развитию речевой компетентности считаю: игровые и проблемные ситуации, игротренинги, дидактические игры на развитие познавательных процессов, логические задачи и задания, чтение и инсценирование, слушание и заучивание стихов, рассказов, речевые игры.

3. Организация воспитательной работы.

Многолетняя практика преподавания русского языка показывает, что полноценное освоение программного материала и совершенное владение русским языком как средством общения возможно лишь при условии, если обучающимся будет предоставлена возможность говорить, слушать, читать и писать на русском языке, по крайней мере, 5-6 часов в день. Учебным планом и школьными программами это предусмотреть невозможно. Следовательно, решать эти задачи необходимо не только на уроке, но и в процессе внеклассной работы с учащимися. Благодаря этой работе, которая проводится целенаправленно, и систематически развивается интерес к изучению русского языка.. Классные часы, викторины, конкурсы на лучшего чтеца и лучшее сочинение, олимпиады - всё это имеет большой воспитательный эффект, способствует решению задач по овладению учащимися русским языком. Ученик- инофен в системе включается во взаимодействие с одноклассниками при выполнении коллективных проектов и коллективных творческих дел, что помогает развивать коммуникацию и речь. Важно комфортное пребывание ребёнка в школе, которому способствует эмоциональное принятие личности ребёнка учителем.

4. Психолого-педагогическое сопровождение детей-инофонов состоит из нескольких этапов: 1) Диагностическая работа с участием педагога - психолога и учителя – логопеда) 2) Просветительская работа, коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рекомендациями школьных специалистов. 3) Психологический мониторинг.

Взаимодействие с родителями:

1) Индивидуальные консультации, групповая работа с родителями по проблемам развития и воспитания ребёнка, учебной деятельности, социальной адаптации, внешкольной занятости.

2) Включение родителей в совместные досуговые и воспитательные мероприятия школы: семейные праздники, социальные проекты, театральную деятельность.

Условиями успешной реализации работы с детьми - инофонами, на мой взгляд, является:

проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов, работающих в условиях многонациональных классов;

разработка системы индивидуального сопровождения в рамках учебно-воспитательного процесса;

оказание психологической поддержки детям-мигрантов в условиях ученического коллектива;

включение в активную проектную деятельность, позволяющую выявить их таланты и возможности;

развитие толерантности и навыков межкультурной коммуникации у всех учащихся школы.

Анализ достигнутых результатов в работе по развитию речевых компетентностей ученика – инофона.

Диаграмма 1.Коммуникативно - речевые компетентности

 

 

 

Диаграмма 2. Личностно- социальные компетентности

 

 

Диаграмма 3. Литературные компетентности

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×