ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Шамара Марина Михайловна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ Новосибирской области г. Бердск
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка. Описаны методы и приемы, которые способствуют развитию речи, улучшению навыков взаимодействия и общения у детей. Акцент сделан на использование различных педагогических технологий, которые помогают учащимся не только лучше усваивать язык, но и эффективно общаться с окружающими, выражать свои мысли и чувства. Приведены примеры практических приемов, применяемых на уроках для развития коммуникативных компетенций.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, младшие школьники, русский язык, уроки, методы обучения, развитие речи.
Формирование коммуникативных навыков у младших школьников является одной из ключевых задач обучения в начальной школе. Умение правильно и ясно выражать свои мысли, грамотно строить высказывания и участвовать в диалоге — важные составляющие не только успешного обучения, но и полноценной социализации ребенка в обществе. Уроки русского языка играют в этом процессе центральную роль, так как они способствуют не только овладению грамматическими и орфографическими нормами, но и развитию речевых умений, необходимых для общения в повседневной жизни.
Коммуникативные навыки включают в себя умение вести диалог, понимать собеседника, формулировать вопросы, отвечать на них, использовать различные стили речи в зависимости от ситуации общения. Для младших школьников, которые только начинают осваивать азы языка, важно создать условия, в которых они смогут развивать свои коммуникативные способности через активную речевую практику.
Одним из ключевых методов развития коммуникативных навыков на уроках русского языка является организация работы в парах и группах. Групповая форма работы позволяет детям учиться слушать и понимать друг друга, совместно решать задачи и искать ответы на вопросы. При этом учитель должен учитывать уровень подготовки учащихся, предлагая задания, соответствующие их возможностям. Например, во время работы в группах дети могут обсуждать текст, обмениваться мнениями или придумывать совместные решения. Это помогает им учиться ясно формулировать свои мысли, развивать логику высказываний и уметь отстаивать свою точку зрения.
Диалоговые упражнения также играют важную роль в формировании коммуникативных навыков. Учитель может предлагать учащимся составлять и разыгрывать диалоги на заданные темы, что развивает их способность вести беседу, правильно подбирать слова и выражения в зависимости от контекста. Такие задания позволяют детям не только расширять словарный запас, но и учиться гибко реагировать на реплики собеседника, грамотно строить свои ответы и поддерживать диалог.
Не менее важным аспектом формирования коммуникативных умений является развитие умения монологической речи. Это умение последовательно и логично излагать свои мысли без опоры на вопросы или подсказки. Здесь могут быть полезны задания на составление рассказов, пересказ прочитанного текста или собственных впечатлений. Применение на уроках элементов ролевых игр, когда дети разыгрывают различные жизненные ситуации, также способствует развитию навыков монологической речи, помогает младшим школьникам лучше выражать свои мысли и чувства.
Особую роль в развитии коммуникативных умений играет работа над лексикой и расширение словарного запаса. Для успешного общения ребенку необходимо владеть широким набором слов и уметь использовать их в разных ситуациях. В этой связи на уроках русского языка большое внимание должно уделяться изучению синонимов, антонимов, многозначных слов и фразеологизмов. Учитель может использовать различные упражнения, направленные на обогащение активного словаря детей, что в свою очередь способствует их коммуникативной компетенции.
Работа над развитием коммуникативных умений требует использования различных видов заданий: это могут быть как упражнения на формирование грамматических навыков, так и творческие задания, такие как написание сочинений, рассказов, писем. Важно, чтобы задания были разнообразными, интересными и мотивирующими для учащихся. Особое внимание стоит уделять заданиям, где дети должны выразить свое мнение, оценить какое-либо событие или обсудить проблему. Это позволяет не только развивать речевые навыки, но и учить детей критически мыслить, строить аргументы и доказывать свою точку зрения.
Коммуникативные навыки формируются не только на уроках русского языка, но и в повседневной школьной жизни. Учитель может создавать ситуации, в которых дети вынуждены общаться между собой, решать проблемы совместно и поддерживать друг друга. Важно, чтобы атмосфера на уроке способствовала свободному выражению мыслей, а ошибки рассматривались как возможность для роста и развития. Положительный эмоциональный настрой, поддержка со стороны учителя, уважительное отношение к мнению каждого ребенка — все это является важными факторами успешного формирования коммуникативных навыков.
Кроме того, современные технологии могут эффективно применяться для развития речевых навыков. Например, использование интерактивных досок, компьютерных программ и онлайн-платформ предоставляет учащимся возможность взаимодействовать в новых форматах, осваивать различные коммуникативные стратегии и даже участвовать в виртуальных диалогах. Это позволяет разнообразить учебный процесс и сделать его более интересным и увлекательным для школьников.
Таким образом, формирование коммуникативных навыков у младших школьников — это сложный и многоаспектный процесс, требующий системной работы и использования разнообразных методов и приемов. Уроки русского языка предоставляют учителю уникальную возможность формировать у детей не только языковые знания, но и навыки общения, столь важные в их дальнейшей жизни. Развитие коммуникативных умений помогает детям становиться более уверенными в себе, учит их правильно выражать свои мысли и строить взаимодействие с окружающими, что является важным шагом на пути к успешной социализации.
Список литературы
Абдыракманова
Ч.О.
Изучение коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка
// Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015016986 (дата обращения:
20.10.2024 )
.
Николаева В. А.
Формирование коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка
// Вестник магистратуры. 2018. №5-1 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-u-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 20.10.2024).
Шитикова
, С. В. Теоретические ос
новы формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка / С. В.
Шитикова
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109415/ (дата обращения: 20.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат