ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"
Шамара Марина Михайловна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ Новосибирской области г. Бердск
Аннотация: Статья посвящена вопросам организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках по предмету "Окружающий мир". Рассматриваются основные методы и приемы, способствующие развитию исследовательских навыков у учащихся начальной школы. Особое внимание уделено роли учителя в поддержке детской инициативы и создании условий для формирования у детей навыков самостоятельного познания и анализа окружающей среды. В статье приводятся примеры учебных ситуаций, в которых исследовательская деятельность может эффективно применяться.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, окружающий мир, младшие школьники, методы обучения, исследовательские навыки, проектная работа.
Исследовательская деятельность младших школьников становится все более значимой в современной образовательной системе. На уроках "Окружающего мира" она помогает формировать у детей такие важные навыки, как самостоятельность, критическое мышление, умение находить и анализировать информацию, а также практические навыки, связанные с проведением простейших экспериментов и наблюдений. Организация исследовательской работы требует от учителя не только создания благоприятных условий для познания, но и активного вовлечения учащихся в учебный процесс, где они могут проявлять инициативу и реализовывать свои исследовательские идеи.
Основная цель предмета "Окружающий мир" в начальной школе – расширение кругозора детей, формирование у них представления о природных и социальных явлениях, окружающей среде, развитии любознательности и исследовательских навыков. Исследовательская деятельность в рамках этого предмета позволяет учащимся не просто получать информацию, но и самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проводить собственные наблюдения и делать выводы. Такой подход стимулирует интерес к учебе и развивает умение применять знания на практике.
Исследовательская деятельность младших школьников должна быть основана на поэтапном обучении, начиная с простых наблюдений и заканчивая более сложными экспериментами и проектами. Например, на начальных этапах работы с младшими школьниками можно предложить детям исследовать окружающую среду через такие виды деятельности, как наблюдение за погодными явлениями, изучение растений и животных в школьном дворе, анализ изменений в природе в разное время года. Эти наблюдения могут сопровождаться ведением дневников наблюдений, где учащиеся записывают свои выводы и заметки.
Для организации успешной исследовательской деятельности важно привлекать учеников к выбору тем для исследований. Дети должны иметь возможность предложить свои собственные идеи и выбрать те темы, которые им наиболее интересны. Например, при изучении темы "Животные нашего региона" учащиеся могут выбрать для исследования любимых животных, собирать информацию о них, проводить наблюдения и подготавливать небольшие проекты. Такой подход позволяет детям почувствовать себя активными участниками учебного процесса и усиливает их мотивацию к обучению.
Существенную роль в организации исследовательской работы играет создание учителем условий, способствующих самостоятельной познавательной деятельности. Для этого могут использоваться различные методы и приемы: практические занятия, эксперименты, проектная деятельность, работа в группах, обсуждения результатов и представление итогов исследований. Например, при изучении темы "Вода и её свойства" можно провести эксперимент по изучению процессов испарения, замерзания и плавления воды. Дети могут не только наблюдать за изменениями, но и делать предположения, проверять гипотезы и формулировать выводы.
Особое внимание следует уделять проектной деятельности как одной из форм исследовательской работы. Проектные задания позволяют детям самостоятельно решать учебные задачи, планировать свою работу, искать и обрабатывать информацию, а также представлять результаты в виде готового продукта. Проекты могут быть индивидуальными или групповыми, что способствует развитию навыков сотрудничества и коммуникативных навыков. Темы проектов могут быть разнообразными: от создания мини-музея природных объектов до исследований экологической ситуации в районе школы.
Кроме того, успешная организация исследовательской работы требует четкого планирования. Учителю необходимо заранее продумать структуру уроков, определить этапы проведения исследований, задать критерии оценки результатов. На каждом этапе важно поддерживать учеников, направлять их работу, помогать справляться с трудностями. В то же время, учащиеся должны иметь возможность проявлять самостоятельность, учиться формулировать собственные выводы на основе полученных данных.
Помимо традиционных методов, современные технологии также играют важную роль в организации исследовательской работы. Использование компьютеров, планшетов, интерактивных досок и других средств ИКТ позволяет детям получать доступ к разнообразным источникам информации, а также обрабатывать и представлять результаты исследований в более наглядной форме. Например, дети могут использовать интернет для поиска дополнительной информации по интересующей их теме или создавать презентации для представления своих проектов. Это не только помогает развивать исследовательские навыки, но и учит детей работе с современными технологиями.
Исследовательская деятельность в начальной школе должна быть направлена на развитие познавательного интереса, формирование умений критически анализировать информацию и делать самостоятельные выводы. Важно, чтобы процесс исследования вызывал у детей желание узнавать новое, мотивировал их на дальнейшее изучение окружающего мира. Учитель должен создавать условия, при которых дети смогут не только получать знания, но и применять их на практике, развивать навыки самостоятельной работы и творческого мышления.
Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников на уроках "Окружающего мира" является важным элементом образовательного процесса. Она помогает развивать у детей познавательные и исследовательские навыки, способствует формированию интереса к изучению окружающей среды и обеспечивает более глубокое и осмысленное усвоение учебного материала.
Список литературы
Здобникова
Ю. Ю.,
Новолодская
Е. Г. Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира при изучении организма человека и его здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1011–1015. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970529.htm.
Марченко А. А. Организация исследовательской деятельности младших школьников при изучении предмета "Окружающий мир" // Педагогика и психология образования. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-pri-izuchenii-predmeta-okruzhayuschiy-mir (дата обращения: 20.10.2024).
Формирование исследовательских умений у младших школьников в процессе практических работ по предмету «Окружающий мир» / К. А. Михалева, А. Ю. Великая, Т. А.
Шеховцова
[и др.]. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/432/94864/ (дата обращения: 20.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат