ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ: ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ
Загайнова Надежда Алексеевна, учитель-логопед
МБДОУ "Детский сад № 3 с. Камень- Рыболов» Ханкайского муниципального округа, Приморского края
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы постановки звуков в игровой форме, которые могут быть использованы воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях. Постановка звуков — важный аспект логопедической работы, особенно для детей с речевыми нарушениями. Игровая форма занятий делает процесс обучения более увлекательным и эффективным, способствуя лучшему усвоению материала. В статье представлены конкретные игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, артикуляции и произношения звуков. Особое внимание уделяется взаимодействию воспитателя с детьми и родителями, а также созданию комфортной и развивающей среды для обучения.
Ключевые слова: постановка звуков, игровая форма, дошкольное образование, артикуляция, фонематический слух, речевые нарушения, логопедические игры.
Постановка звуков является одной из ключевых задач логопедической работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Важно не только научить детей правильно произносить звуки, но и сделать этот процесс увлекательным и интересным. Игровая форма занятий позволяет детям воспринимать обучение как развлечение, что существенно повышает их мотивацию и заинтересованность. В данной статье мы рассмотрим различные подходы и методики, которые помогут воспитателям эффективно ставить звуки в игровой форме.
Игровая деятельность имеет множество преимуществ:
Повышение мотивации. Дети с радостью участвуют в играх, что способствует лучшему усвоению материала.
Развитие социализации. Игры помогают детям учиться взаимодействовать друг с другом, развивая комм
уникативные навыки.
Снижение стресса. Игровая форма позволяет детям чувствовать себя комфортно и расслабленно, что особенно важно при обучении.
Игра — это естественный способ обучения для детей. Через игру они осваивают новые знания, развивают моторные навыки и речевые способности. Постановка звуков в игровой форме способствует:
Улучшению фонематического восприятия. Дети учатся различать и правильно произносить звуки.
Развитию артикуляции. Игровые упражнения помогают укреплять мышцы, ответственные за речь.
Расширению словарного запаса. В процессе игры дети активно используют новые слова и выражения.
Рассмотрим методы и приемы постановки звуков
Игры
на
развитие
фонематического
слуха
А) Игра "Звуки природы"
Цель: развить умение различать звуки.
Материалы: записи звуков природы (пение птиц, шум воды и т.д.).
Ход игры:
Воспитатель включает звук и спрашивает детей, что это за звук.
Дети поднимают руки, если угадывают звук, и могут назвать его.
Б) Игра "Угадай звук"
Цель: развить слуховое восприятие.
Материалы: игрушки, издающие звуки (гудок машины, мяуканье кошки и т.д.).
Ход игры:
Воспитатель показывает игрушку, включает звук и просит детей угадать, что это за звук.
Дети должны не только угадать, но и произнести слово правильно.
Игры
на
артикуляцию
А) Игра "Как говорят животные?"
Цель: развитие артикуляции и произношения звуков.
Материалы: карточки с изображениями животных.
Ход игры:
Воспитатель показывает карточку с изображением животного и спрашивает, как оно говорит.
Дети должны изобразить звук, произнося его правильно. Например, "мяу" для кошки, "гав" для собаки.
Б) Игра "Погода"
Цель: развитие артикуляционных навыков.
Материалы: картинки с разной погодой (солнце, дождь, ветер).
Ход игры:
Воспитатель показывает картинку и предлагает детям произнести слова, связанные с погодой.
Дети повторяют звуки, которые издают различные природные явления (шум дождя, свист ветра).
Игры
на
постановку
звуков
А) Игра "Звуковые мостики"
Цель: постановка определенных звуков.
Материалы: изображения предметов, начинающихся на нужный звук.
Ход игры:
Воспитатель показывает картинки и просит детей произнести слова, начиная с заданного звука.
Дети должны помочь "построить мостик" из предметов, которые начинаются с этого звука.
Б) Игра "Собери слово"
Цель: развитие фонематического слуха и артикуляции.
Материалы: карточки с изображениями и буквами.
Ход игры:
Воспитатель показывает карточки и предлагает детям собрать слово, используя первые звуки.
Дети должны произнести слово, собирая его из звуков.
Проанализируем роль родителей в процессе обучения
Родители играют важную роль в развитии речи детей. Воспитатели могут:
Информировать родителей о методах работы. Проведение встреч и семинаров для родителей о том, как они могут поддерживать речевое развитие ребенка дома.
Предоставлять
рекомендации. Предложить родителям игры и упражнения, которые они могут выполнять с детьми.
Примеры занятий в игровой форме
1. Занятие "Путешествие в мир звуков"
Цель: развитие фонематического слуха и артикуляции.
Материалы: карточки с изображениями животных, предметов и природных явлений.
Ход занятия:
Воспитатель рассказывает детям о путешествии в страну звуков.
Дети "путешествуют" и останавливаются у разных "островов" (например, остров животных, остров природы).
На каждом острове они произносят звуки, соответствующие изображениям на карточках.
2. Занятие "Звуковая викторина"
Цель: развитие слухового восприятия и произношения.
Материалы: записи различных звуков, карточки с изображениями.
Ход занятия:
Воспитатель включает звук и предлагает детям угадать, что это за звук.
Дети поднимают карточки с изображениями и произносят слова, связанные со звуками.
Таким образом, постановка звуков в игровой форме — это эффективный метод, который может значительно улучшить речевое развитие детей. Игры помогают детям не только учиться, но и получать удовольствие от процесса обучения. Воспитатели, применяя разнообразные методики и техники, могут сделать занятия интересными и продуктивными. Важно помнить, что взаимодействие с родителями также играет ключевую роль в успешной коррекции речевых нарушений. Создание совместной среды для обучения поможет детям быстрее освоить звуки и улучшить их речевые навыки.
Список литературы
Бондаренко, А. К. Дидактическая игра в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. –
М. :
Просвещение,
2019
.
– 75 с.
Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н. Ф. Губанова. –
М. :
Мозаика-Синтез, 20
20
. – 127 с.
Ефимова, В. И. Игры со звуками и буквами [Текст] / В. И. Ефимова // Дошкольное воспитание. – 20
18
. – № 8. – С. 12-13.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат