Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы . Работа №73204

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Ретунская Светлана Александровна, учитель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Большое Попово

Лебедянского муниципального района Липецкой области

 

Аннотация: Статья посвящена важности формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Читательская грамотность включает умение понимать и анализировать тексты различных жанров, интерпретировать их содержание, а также применять полученные знания в практической жизни. В статье рассматриваются методы и приемы, которые могут быть использованы учителем для развития у школьников навыков осмысленного чтения и критического мышления.

Ключевые слова: читательская грамотность, уроки литературы, анализ текста, критическое мышление, осмысленное чтение, методы обучения.

 

Формирование читательской грамотности является одной из ключевых задач, стоящих перед учителем русского языка и литературы. В современных условиях, когда школьникам необходимо не только осваивать предметные знания, но и развивать универсальные учебные действия, способность к осмысленному чтению и анализу текстов приобретает особую значимость. Читательская грамотность — это не только умение прочитать текст, но и способность его понять, интерпретировать, делать выводы и использовать полученную информацию в разных жизненных ситуациях.

В условиях школьного обучения на уроках русского языка и литературы учитель имеет возможность комплексно подходить к развитию этих навыков. Важную роль в процессе формирования читательской грамотности играет правильная организация учебного процесса, выбор методик и приемов, которые помогают учащимся углубленно работать с текстом. Одна из основных задач учителя заключается в том, чтобы научить школьников не просто читать, но и понимать смысл прочитанного, уметь анализировать художественные и публицистические произведения, выявлять авторскую позицию и критически осмысливать идеи, заложенные в тексте.

Для достижения этой цели учителю важно разнообразить приемы работы с текстами на уроках. Среди наиболее эффективных методик можно выделить следующие:

1. Работа с вопросами к тексту. На этапе первичного прочтения учителю необходимо предложить учащимся вопросы, которые помогут лучше понять содержание произведения. Вопросы могут быть как репродуктивного характера, направленные на восстановление фактического материала, так и аналитического — для осмысления подтекста и выявления авторских намерений. Важно, чтобы вопросы способствовали развитию критического мышления, побуждали учащихся к рассуждениям и формулированию собственных выводов.

2. Создание смысловых карт. Этот метод помогает школьникам структурировать информацию, выделять главные и второстепенные идеи текста. Ученики могут самостоятельно или в группах создавать схемы, отражающие содержание произведения, показывая, как развиваются его основные события или идеи. Смысловые карты не только способствуют более глубокому усвоению материала, но и развивают навыки анализа и синтеза информации.

3. Метод «толстых» и «тонких» вопросов. Данный метод учит школьников формулировать вопросы различной сложности, от простых (фактических) до более сложных, предполагающих глубокий анализ и размышления. Этот прием помогает учащимся учиться ставить перед собой задачи на осмысление текста, выявление его подтекста и нахождение скрытых смыслов. Важно, чтобы ученики не только отвечали на вопросы учителя, но и самостоятельно задавали вопросы к тексту, что способствует развитию их критического мышления.

4. Инсценировка. Одним из действенных методов формирования читательской грамотности является инсценировка фрагментов литературных произведений. Этот прием позволяет учащимся не только лучше понять характеры героев, их мотивы и взаимоотношения, но и помогает развить творческие способности и воображение. Через театрализацию школьники могут глубже проникнуть в смысл текста, что способствует лучшему осознанию содержания произведения.

5. Дискуссии и дебаты по прочитанному. После чтения текста полезно организовать обсуждение, в ходе которого школьники смогут выразить свое мнение, услышать другие точки зрения и аргументировать свою позицию. Дебаты и дискуссии способствуют развитию коммуникативных навыков, учат аргументации и критическому осмыслению информации.

6. Интертекстуальный подход. При изучении литературных произведений важно обращать внимание на связи между различными текстами и культурными контекстами. Такой подход позволяет учащимся расширить кругозор, увидеть общие мотивы и идеи в различных произведениях. Учитель может предложить сравнить произведения разных авторов, найти переклички между ними или проанализировать, как одно произведение отражает культурные или исторические события своей эпохи.

Формирование читательской грамотности должно быть направлено не только на развитие навыков осмысленного чтения, но и на воспитание у школьников интереса к литературе и к самому процессу чтения. Для этого учителю необходимо создавать условия для того, чтобы школьники получали удовольствие от взаимодействия с текстами, учились видеть в них отражение актуальных для себя проблем и вопросов. Использование разнообразных методик, таких как проектная деятельность, чтение в лицах, конкурсы на лучшее эссе или творческие задания, позволяет сделать процесс изучения литературы увлекательным и мотивирующим.

Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности учеников, предлагая им тексты, которые соответствуют их интересам и уровню подготовки. С одной стороны, школьникам важно знакомиться с классической литературой, которая является неотъемлемой частью культурного наследия. С другой стороны, актуальные для подростков темы, такие как дружба, любовь, поиск себя, могут быть рассмотрены через произведения современных авторов, что помогает сделать литературу ближе и понятнее для учеников.

Таким образом, работа по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы должна включать в себя разнообразные методики и приемы, направленные на развитие критического мышления, навыков анализа и синтеза информации, а также на воспитание любви к чтению. Учитель играет ключевую роль в этом процессе, направляя учеников на путь осознанного чтения и помогая им овладевать культурным наследием через литературные произведения.

 

Список литературы

 

Акулова К

.

Д

.

, Харлова Н

.

М

.

Пути формирования читательской грамотности на уроках русского языка в средней школе

// Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2022. №3 (116). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-chitatelskoy-gramotnosti-na-urokah-russkogo-yazyka-v-sredney-shkole (дата обращения: 21.10.2024).

Зубова  Е.

  П. «Читаем осмысленно»: приемы и методы формирования читательской грамотности обучающихся в процессе реализации обновленных ФГОС // Образ действия. 2023.

Вып

. 3 «Реализуем ФГОС

ОО.

Социальногуманитарное

образование. Лучшие практики». С. 162–173.

Читательская грамотность современного

школьника :

сборник

лучших практик / отв. ред. В.И. Громова. – Саратов: ГАУ ДПО

«СОИРО», 2021 – 224 с.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×