ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ИГРЫ И ФОЛЬКЛОР
Бекирова Кристина Сергеевна, воспитатель
Таймырское муниципальное казённое дошкольное
образовательное учреждение "Снежинка", с. Хатанга
Аннотация. В статье рассматривается важность приобщения дошкольников к народной культуре через игровые формы и фольклорные традиции. Народная культура, включая фольклор, игры и обычаи, является важной частью культурной идентичности и способствует всестороннему развитию ребенка. Игровая деятельность и фольклор помогают детям не только узнать о традициях, но и развивают творческие способности, социальные навыки и эмоциональный интеллект. В статье приведены практические рекомендации для воспитателей, примеры игровых действий и описание опыта работы с фольклором в дошкольных учреждениях.
Ключевые слова: народная культура, дошкольное образование, фольклор, игры, приобщение, воспитание, традиции.
Народная культура занимает особое место в формировании личности ребенка. Она включает в себя уникальные традиции, обычаи, фольклорные произведения и игры, которые передаются из поколения в поколение. Приобщение дошкольников к народной культуре не только обогащает их знаниями, но и формирует чувство принадлежности к своему народу, развивает патриотизм и уважение к культурным ценностям. В данном контексте игровая деятельность и фольклор становятся основными средствами, способствующими успешному воспитанию и развитию детей.
Народная культура помогает детям осознать свою индивидуальность и принадлежность к конкретной культурной традиции. Через знакомство с фольклором и играми дошкольники начинают понимать, откуда они пришли, какие традиции существуют в их семье и обществе, что способствует формированию устойчивой культурной идентичности.
Фольклорные произведения, такие как сказки и песни, несут в себе эмоциональную нагрузку и нравственные уроки. Они учат детей различать добро и зло, формируют моральные нормы. Игровая деятельность, основанная на фольклоре, способствует развитию социальных навыков: сотрудничества, уважения к окружающим, умения работать в команде.
Игровая деятельность может быть разнообразной и включать:
Сюжетно-ролевые игры:
В
этих играх дети могут воссоздавать сцены из народных сказок или обычаев, принимая на себя роли персонажей.
Подвижные игры: Игры с элементами народного фольклора, такие как «
Ловишка
», «Кумушки», помогают детям развивать физические навыки и работать в группе.
Настольные и дидактические игры: Такие игры могут включать элементы народной культуры, например, карточные игры с изображением народных символов или персонажей.
Рассмотрим примеры игр
А) Игра «Сказочный лес»: Дети могут разыгрывать сцены из любимых сказок, используя костюмы и атрибуты, что способствует развитию фантазии и воображения.
Б) Игра «Народные обряды»: Дети учатся создавать свои обряды, основываясь на традиционных праздниках, таких как Масленица или Ивана Купала. Это помогает понять важность традиций и обычаев.
В) Игра «Музыкальные народные инструменты»: Воспитатель знакомит детей с народными инструментами, и дети могут сами создать музыкальное сопровождение к сказкам или играм.
Фольклор является мощным инструментом для обучения и воспитания. Сказки, пословицы, песни и легенды могут быть интегрированы в различные области образовательной программы:
Литература: Чтение народных сказок развивает любовь к книге и помогает усваивать языковые нормы.
Музыка: Изучение народных песен способствует развитию слуха и ритма, а также знакомит детей с культурой.
Изобразительное искусство: Создание поделок на основе народных мотивов помогает развивать творческие способности.
Проанализируем примеры фольклорных ресурсов
А) Сказки: Народные сказки, такие как «Колобок» или «Курочка Ряба», могут использоваться для анализа персонажей и их поступков.
Б) Песни: Знакомство с народными песнями, их мелодиями и текстами помогает развить музыкальные навыки.
В) Пословицы и поговорки: Использование народной мудрости в беседах и играх помогает формировать нравственные ориентиры.
Практические рекомендации для воспитателей
Создание культурной среды
: в
оспитателям следует создавать условия, способствующие приобщению детей к народной культуре:
А) Уголок народной культуры: Оформление специального уголка с народными игрушками, книгами и материалами для творчества.
Б) Проведение тематических дней: Организация праздников и мероприятий, посвященных народной культуре, например, «День фольклора».
Вовлечение родителей
: в
заимодействие с родителями играет ключевую роль в успешном приобщении детей к народной культуре.
Воспитатели
могут
:
А) Проводить мастер-классы для родителей по народным ремеслам.
Б) Организовывать совместные праздники, где родители могут делиться своими знаниями и традициями.
Оценка эффективности
: д
ля оценки успешности работы по приобщению детей к народной культуре воспитатели могут использовать:
А) Наблюдение за активностью детей в играх.
Б) Беседы с детьми о том, что они узнали о народной культуре.
В) Оценка творческих работ детей, выполненных на основе народной тематики.
Примеры успешной практики
Проект «Фольклор в нашем детском саду»
В одном из детских садов был реализован проект, в рамках которого дети изучали народные традиции своего региона. Каждый месяц проводились занятия, посвященные определенному празднику, например, Масленице или Пасхе. Дети учились делать традиционные угощения, знакомились с обычаями и фольклорными песнями, что значительно обогатило их культурный опыт.
Сказочные
утренники
Воспитатели организовали утренники, на которых дети разыгрывали народные сказки. Родители активно участвовали в подготовке костюмов и декораций, что создало атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.
Таким образом, приобщение дошкольников к народной культуре через игры и фольклорные традиции является важным аспектом их всестороннего развития. Игровая деятельность и фольклор помогают детям не только усвоить культурные ценности, но и развивать социальные, эмоциональные и творческие навыки. Воспитатели играют ключевую роль в этом процессе, создавая благоприятные условия и вовлекая родителей. Таким образом, через игру и фольклор мы можем передать детям не только знания, но и любовь к своей культуре и традициям, что является основой формирования гармоничной личности.
Список литературы
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор.
–
Духовно-нравственное
воспитание
., 20
20
– С. 49
Куприна Л.С.,
Бударина
Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством.
С-П. «
Детство
–
Пресс
», 2018
.
–
С.
109.
Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное
творчество.,
20
20 -
№ 6. – С.
90.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат