Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Особенности развития коммуникативной компетентности детей в ДОУ. Работа №73212

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Особенности развития коммуникативной компетентности детей в ДОУ
Работа:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ

 

Маржановская Наталия Александровна, воспитатель

ГБОУ ШКОЛА №2036, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста в условиях детского образовательного учреждения (ДОУ). Описываются основные задачи педагогов в этой области, а также методы и приемы, направленные на формирование у детей навыков общения, сотрудничества и умения решать конфликты. Рассматривается роль воспитателя в создании условий для развития коммуникативных навыков и социализации дошкольников.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, дети дошкольного возраста, ДОУ, общение, воспитатель, социализация, взаимодействие.

 

Коммуникативная компетентность является важной составляющей развития личности ребенка дошкольного возраста. Умение общаться с окружающими, выражать свои мысли и эмоции, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми — это важные навыки, которые формируют основу успешной социализации в обществе. Именно в дошкольный период закладываются основные способности, связанные с коммуникацией, которые будут развиваться на протяжении всей жизни. В связи с этим воспитателям ДОУ необходимо уделять особое внимание развитию коммуникативной компетентности у детей, используя различные методы и приемы работы.

Коммуникативная компетентность — это способность эффективно и адекватно взаимодействовать с окружающими в процессе общения. Она включает в себя следующие компоненты:

Речевая активность — умение четко и последовательно выражать свои мысли.

Слушание и понимание собеседника — навык восприятия информации и ответной реакции на нее.

Эмоциональная отзывчивость — способность понимать и выражать эмоции в общении.

Способность решать конфликты — умение находить компромиссы и выходить из сложных ситуаций, не нарушая отношений с окружающими.

У дошкольников коммуникативная компетентность формируется постепенно, в процессе игровой деятельности, общения со сверстниками и взрослыми, а также в ходе специально организованных занятий.

Задачи воспитателя в развитии коммуникативной компетентности

Развитие коммуникативных навыков — одна из ключевых задач воспитателя в работе с детьми дошкольного возраста. Воспитатель должен создать условия, при которых дети смогут развивать свои способности к взаимодействию и общению, решать конфликты мирным путем и учиться понимать чувства и потребности других людей.

Основные задачи воспитателя в этом направлении:

Развитие речевой активности. Важно создать условия для свободного высказывания детей, побуждать их к общению, задавать вопросы и поддерживать диалог. Воспитатель должен обращать внимание на активное использование детьми новых слов, фраз и речевых конструкций.

Формирование умений слушать. Важно научить детей не только говорить, но и внимательно слушать собеседника, понимать его речь и правильно на нее реагировать. В процессе занятий и игр воспитатель может использовать задания на развитие навыков слушания, например, задания на пересказ услышанного или ответ на вопрос.

Развитие эмоциональной сферы. Коммуникативная компетентность напрямую связана с эмоциональным развитием детей. Воспитатель должен учить детей распознавать и правильно выражать свои эмоции, а также понимать эмоции других людей. Для этого можно использовать игры и упражнения, направленные на эмоциональное развитие.

Разрешение конфликтов. Воспитатель играет важную роль в формировании у детей навыков конструктивного разрешения конфликтов. Важно не только вмешиваться в конфликтные ситуации, но и учить детей самостоятельно искать выходы из них, развивая навыки аргументации и переговоров.

Методы и приемы работы с дошкольниками для развития коммуникативной компетентности

Игровая деятельность. Игра — ведущий вид деятельности дошкольников, поэтому именно через игру дети лучше всего учатся общению. Сюжетно-ролевые игры, такие как "Магазин", "Семья", "Больница", позволяют детям погружаться в реальные социальные ситуации и учиться взаимодействовать с другими. В процессе игры дети принимают на себя роли, ведут диалоги, решают проблемы, что способствует развитию речевых навыков и коммуникативных умений.

Чтение и обсуждение литературных произведений. Чтение книг и последующее обсуждение с детьми помогают формировать навыки слушания, а также способствуют развитию речевой активности и эмоциональной отзывчивости. Воспитатель может задавать детям вопросы по содержанию произведения, побуждая их анализировать действия героев, выражать свое мнение и обсуждать, как они бы поступили в той или иной ситуации.

Творческие занятия. Творческая деятельность, такая как рисование, лепка или изготовление поделок, может также использоваться для развития коммуникативной компетентности. Во время таких занятий дети учатся совместно планировать свои действия, обсуждать идеи и находить общий язык со сверстниками. Важно, чтобы воспитатель поддерживал детей в этих начинаниях и помогал им находить общий язык в процессе совместной работы.

Использование техник театрализации. Театральные постановки, инсценировки сказок и рассказов помогают детям лучше понять и усвоить коммуникативные навыки. Во время театрализации дети учатся выражать свои мысли через слова, жесты и мимику, что способствует развитию вербальной и невербальной коммуникации.

Проведение дидактических игр и упражнений. Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие речи, помогают детям усваивать новые слова и выражения, а также учат их использовать эти навыки в повседневной жизни. Например, игра "Закончи фразу" развивает навык связной речи, а игра "Кто сказал?" способствует развитию слушания и понимания речи.

Роль воспитателя в создании условий для развития коммуникативных навыков

Воспитатель является ключевой фигурой в развитии коммуникативной компетентности детей. Он должен создавать благоприятную атмосферу для общения, поддерживать детей в их попытках выразить свои мысли и чувства, а также помогать им находить подход к решению конфликтных ситуаций. Важно, чтобы воспитатель был терпеливым, внимательным и чутким к потребностям каждого ребенка.

В процессе работы с детьми воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: одни дети могут быть более общительными, другие — замкнутыми или стеснительными. Поэтому воспитателю важно подбирать подходящие формы работы и задания, которые будут способствовать развитию коммуникативных навыков у всех детей, вне зависимости от их темперамента и характера.

Развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста — это важная задача, от которой зависит успешная социализация ребенка в будущем. Через общение дети учатся понимать друг друга, выражать свои мысли и эмоции, а также решать конфликты и строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. В условиях ДОУ воспитатель играет ключевую роль в создании условий для развития этих навыков, используя разнообразные методы и приемы, направленные на формирование у детей навыков общения и сотрудничества.

 

Список литературы

Г

убайдуллина, Е. В. Формирование коммуникативных навыков дошкольников через обучение рассказыванию из личного опыта / Е. В. Губайдуллина, Н. А. Трушина, И. А. Баширова. —

Текст :

непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI

М

еждунар

. науч.

конф

. (г. Краснодар, май 2019 г.). —

Краснодар :

Новация, 2019. — С. 11-13. — URL:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15043/

Лепечева

Анастасия Сергеевна Современные технол

огии в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольников с целью эффективной социализации и повышении качества дошкольного образования // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего

возраста».

2018. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnologii-v-razvitii-sotsialno-kommunikativnyh-navykov-doshkolnikov-s-tselyu-effektivnoy-sotsializatsii-i-povyshenii

Павлова Р. Н. Становление субъектного опыта детей дошкольного во

зраста в условиях развивающей среды ДОУ // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».

2015. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-subektnogo-opyta-detey-doshko

lnogo-vozrasta-v-usloviyah-razvivayuschey-sredy-dou

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×