РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Маржановская Наталия Александровна, воспитатель
ГБОУ ШКОЛА №2036, г. Москва
Аннотация. В статье рассматривается значимость театрализованной деятельности как эффективного средства развития активной речи у детей дошкольного возраста. Обсуждаются основные методы и формы театральной игры, которые способствуют обогащению словарного запаса, улучшению выразительности речи, а также формированию коммуникативных навыков. Приведены примеры театрализованных игр, которые могут быть применены в практике воспитателя для стимулирования речевой активности детей.
Ключевые слова: театрализованная деятельность, развитие речи, дошкольный возраст, активная речь, коммуникативные навыки, воспитание, драматизация, ролевые игры.
Развитие активной речи у детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач дошкольного образования. Период дошкольного детства — это время, когда формируются основы коммуникативных навыков, расширяется словарный запас и развивается способность к самовыражению через речь. Одним из наиболее эффективных методов стимулирования речевой активности является театрализованная деятельность. Театр в детском саду — это особая форма работы, которая способствует не только развитию речи, но и общему интеллектуальному и эмоциональному развитию детей.
Театрализованные игры, драматизация и ролевые игры позволяют детям активно использовать речь в условиях эмоционально насыщенной игры, развивают у них способность выразительно и грамматически правильно строить предложения. Этот метод помогает преодолевать речевые трудности, улучшает дикцию и способствует развитию речевого воображения.
Значение театрализованной деятельности для развития речи
Театрализованная деятельность представляет собой форму творческой игры, в которой дети погружаются в воображаемую ситуацию, исполняя роли персонажей, взаимодействуя с другими детьми и взрослыми через диалог и монолог. Важность такого метода работы заключается в том, что он создаёт условия для естественного, свободного общения, в котором дети учатся выражать свои мысли, чувства и желания через слова и действия.
Основные положительные аспекты театрализованной деятельности для речевого развития:
Обогащение словарного запаса. В процессе театрализованных игр дети активно используют новые слова, фразы и выражения, которые они запоминают, подражая героям сказок, рассказов или сценок.
Развитие грамматической правильности речи. Роли, которые играют дети, требуют от них использования различных синтаксических конструкций и правильных форм слов. Повторение фраз и текстов в рамках игры помогает закрепить грамматические навыки.
Выразительность речи. Играя роли, дети учатся выражать эмоции с помощью интонации, ритма и темпа речи. Это развивает их способность к выразительному общению.
Развитие диалогической и монологической речи. В процессе театральной игры дети не только обмениваются репликами, участвуя в диалоге, но и учатся вести монолог, рассказывать историю, описывать действия персонажей.
Формирование коммуникативных навыков. Театральные игры помогают детям взаимодействовать друг с другом, договариваться, выражать свои мысли и чувства через слова, что важно для формирования коммуникативных навыков.
Методы театрализованной деятельности для развития речи
Драматизация. Драматизация — это воспроизведение детьми сюжета сказки или рассказа через ролевую игру. Этот метод позволяет детям участвовать в создании действия, учит их запоминать и воспроизводить реплики персонажей, следить за ходом событий. Драматизация также помогает развивать речь через диалоги и активное взаимодействие между персонажами.
Пример: Дети разыгрывают сценку из известной сказки, где каждый ребёнок исполняет определённую роль. Они учатся правильно выстраивать фразы, подражать речевым и эмоциональным особенностям своих героев.
Ролевые игры. Ролевые игры — это свободные игры, в которых дети сами придумывают сюжеты и распределяют роли. Этот метод развивает творческое воображение и речь, так как дети, исполняя роли, сами создают диалоги и взаимодействуют друг с другом через словесное общение.
Пример: Игра «Магазин» или «Больница», где дети играют роли продавцов, покупателей, врачей и пациентов, помогает им строить диалоги, выражать свои мысли через речь и расширять словарный запас.
Кукольный театр. Кукольный театр позволяет детям участвовать в театрализованной деятельности, управляя куклами и воспроизводя действия и слова персонажей. Этот метод полезен для развития речевых навыков, так как помогает детям практиковать диалоги и монологи в игровой форме, преодолевая речевые барьеры.
Пример: Дети инсценируют сказку с использованием кукол. Каждый ребёнок отвечает за реплики своего персонажа, что способствует запоминанию текста и улучшению навыков речи.
Сказкотерапия. Сказкотерапия — это метод, при котором дети сочиняют собственные сказки или истории, а затем разыгрывают их. Это помогает развивать их творческое мышление и речевую активность, учит детей правильно выражать свои мысли через речь.
Пример: Воспитатель предлагает детям придумать сказку о каком-либо герое и затем разыграть её на сцене. Каждый ребёнок сочиняет реплики для своего персонажа, что стимулирует развитие воображения и активной речи.
Примеры театрализованных игр для дошкольников
Игра «Театр эмоций». Эта игра направлена на развитие выразительности речи. Воспитатель предлагает детям разыграть различные эмоциональные состояния — радость, грусть, удивление — через жесты, мимику и интонацию. Дети учатся выражать эмоции с помощью речи, используя разнообразные интонационные конструкции.
Игра «Сказка наоборот». Детям предлагается известная сказка, но с изменённым сюжетом, который они должны придумать сами. Например, в сказке «Колобок» главный герой не убегает от зверей, а пытается помочь им. Дети учатся придумывать диалоги и описывать события.
Игра «Живая картинка». Воспитатель предлагает детям создать сценку по мотивам картины или иллюстрации. Дети придумывают реплики для персонажей на основе увиденного изображения, что помогает развивать речь и творческое воображение.
Театрализованная деятельность является мощным средством для развития активной речи у детей дошкольного возраста. Вовлекая детей в театральные игры, воспитатель способствует обогащению их словарного запаса, улучшению грамматической правильности и выразительности речи. Кроме того, театрализованные игры помогают развивать коммуникативные навыки, так необходимые для успешной социализации ребёнка. Театр в детском саду не только делает образовательный процесс более увлекательным, но и открывает новые возможности для речевого и творческого развития дошкольников.
Список литературы
Машковцева Лариса Михайловна К вопросу развития выразительности речи дошкольников посредством театрализованных этюдов
// Концепт.
2014. №S32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-razvitiya-vyrazi
telnosti-rechi-doshkolnikov-posredstvom-teatralizovannyh-etyudov
Пуйлова
Марина Алексеевна, Овсянникова Юлия Сергеевна Роль театрализованных игр в речевом развитии дошкольников // Концепт.
2017. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-teatralizovan
nyh-igr-v-rechevom-razvitii-doshkolnikov
Труфанова, Л. В. Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности / Л. В. Труфанова, С. Б.
Правдивец
, И. С. Скрябина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной пе
дагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5022/
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат