Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Социальная среда и ее влияние на подростковую девиацию: Анализ факторов риска и protective factors в социальной среде. Работа №73251

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Социальная среда и ее влияние на подростковую девиацию: Анализ факторов риска и protective factors в социальной среде
Работа:

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОДРОСТКОВУЮ ДЕВИАЦИЮ: АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РИСКА И PROTECTIVE FACTORS В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Султанова Лиана Николаевна, социальный педагог

МАОУ СОШ № 14, г. Южно-Сахалинск

Аннотация. В данной статье рассматривается влияние социальной среды на подростковую девиацию. Анализируются основные факторы риска, способствующие девиантному поведению, а также protective factors, которые могут смягчить негативные последствия влияния социальной среды. Обсуждаются роли семьи, школы, сверстников и социальных институтов в формировании поведения подростков. Приводятся рекомендации для социального педагога, направленные на создание позитивной социальной среды, способствующей развитию здоровой личности.

Ключевые слова: социальная среда, подростковая девиация, факторы риска, protective factors, социальный педагог, семья, школа, сверстники.

Подростковая девиация — это отклонение от принятых социальных норм и стандартов поведения, проявляющееся в различных формах, таких как агрессия, употребление наркотиков, правонарушения и другие. Одной из ключевых причин девиантного поведения являются факторы социальной среды, которые могут как способствовать, так и препятствовать негативным проявлениям в поведении подростков. Понимание этих факторов является важной задачей для социального педагога, который стремится создать поддерживающую и безопасную атмосферу для развития молодежи.

Факторы риска — это условия или обстоятельства, повышающие вероятность возникновения девиантного поведения у подростков. К ним относятся:

Семейные факторы:

Дисфункциональные семейные отношения (конфликты, насилие, отсутствие эмоциональной поддержки) способствуют формированию низкой самооценки и тревожности у подростков.

Неполные семьи, в которых отсутствует один из родителей, могут привести к недостатку внимания и поддержки.

Школьная среда:

Низкий уровень вовлеченности в учебный процесс и отсутствие интереса к обучению могут стать триггером для девиантного поведения.

Наличие буллинга и негативные отношения со сверстниками усиливают изоляцию подростка и его желание искать поддержку вне школы.

Сверстники:

Давление со стороны сверстников часто становится решающим фактором, особенно в подростковом возрасте. Подростки могут прибегать к девиантным действиям, чтобы утвердиться в группе или избежать насмешек.

Социальные факторы:

Наличие негативных социальных условий, таких как бедность, безработица и отсутствие доступа к качественному образованию, также повышает риски девиантного поведения.

Protective factors в социальной среде

Protective factors — это факторы, способствующие снижению вероятности девиантного поведения. Они могут включать:

Эмоциональная поддержка семьи:

Стабильные и поддерживающие семейные отношения помогают подросткам развивать уверенность в себе и способности справляться с трудностями.

Позитивная школьная среда:

Программы по развитию социальных навыков, вовлеченность в учебный процесс и активное участие в школьной жизни способствуют формированию положительного отношения к обучению и сверстникам.

Социальная интеграция:

Участие в кружках, спортивных секциях и других формах досуга помогает подросткам находить позитивные модели поведения и формировать здоровые социальные связи.

Профессиональная поддержка:

Работа социального педагога в школе включает создание безопасной и поддерживающей среды, где подростки могут открыто обсуждать свои проблемы и получать необходимую помощь.

Роль социального педагога

Социальный педагог играет ключевую роль в идентификации факторов риска и protective factors в жизни подростков. Основные направления его работы включают:

Проведение диагностики: Оценка состояния подростков, выявление проблем и определение факторов риска в их жизни.

Организация работы с семьей: Взаимодействие с родителями для создания позитивной семейной атмосферы и поддержки ребенка.

Создание программ поддержки: Разработка и внедрение программ, направленных на развитие социальных навыков, эмоциональной устойчивости и вовлеченности в учебный процесс.

Создание сети поддержки: Установление связей с внешними организациями, психологами, педагогами и социальными службами для оказания комплексной поддержки подросткам.

Социальная среда оказывает значительное влияние на подростковую девиацию. Понимание факторов риска и protective factors позволяет социальному педагогу более эффективно работать с подростками, помогая им развивать здоровые навыки и избегать девиантного поведения. Создание поддерживающей социальной среды, активное вовлечение семьи и развитие положительных отношений в школе — ключевые аспекты, способствующие успешной социализации и развитию подростков. Профессионализм и чуткость социального педагога могут существенно изменить жизнь детей, помогая им преодолевать трудности и строить позитивное будущее.

Список литературы

Бушуева Анна Михайловна, Бушуев Иван Алексеевич Основные формы девиантного поведения старших школьников в свете цифровизации и глобальных вызовов // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-formy-deviantnogo-povedeniya-starshih-shkolnikov-v-svete-tsifrovizatsii-i-globalnyh-vyzovov

Кудашкин Дмитрий Михайлович, Баляев Сергей Иванович К проблеме исследования подростковых девиаций в психологической науке // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-issledovaniya-podrostkovyh-deviatsiy-v-psihologicheskoy-nauke

Шипунова Татьяна Владимировна Агенты социального контроля о рисках девиантности молодежи // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agenty-sotsialnogo-kontrolya-o-riskah-deviantnosti-molodezhi

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×