РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Лакомкина Елена Евгеньевна, воспитатель
ГБОУ Школа №1528 г. Зеленоград
Аннотация. В статье рассматриваются подходы и методы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Важность формирования данных навыков особенно велика для детей с ОВЗ, так как успешное социальное взаимодействие является залогом их интеграции в общество и дальнейшего обучения. Описаны стратегии, направленные на активизацию речевой деятельности, социальное взаимодействие и межличностное общение в рамках инклюзивного и коррекционного образования. Приведены практические рекомендации для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста с разными типами ОВЗ.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, дошкольный возраст, коммуникативные навыки, коррекционная педагогика, инклюзивное образование.
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста играет ключевую роль в их дальнейшем развитии. Особенно актуальной эта проблема становится для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые сталкиваются с особыми трудностями в установлении и поддержании межличностных контактов. Коммуникативные навыки помогают ребенку взаимодействовать с окружающими, выражать свои потребности, эмоции и мысли, а также развиваться в социальном плане.
Дети с ОВЗ нуждаются в индивидуальном подходе, который учитывает их особенности и позволяет адаптировать процессы обучения и социализации. Воспитатели и педагоги, работающие с дошкольниками, играют важную роль в создании среды, способствующей развитию коммуникативных навыков. Цель данной статьи — рассмотреть эффективные методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ в дошкольных учреждениях, которые способствуют улучшению их коммуникативных способностей.
Дети с ОВЗ — это гетерогенная группа, включающая детей с разными видами нарушений, такими как расстройства слуха, зрения, речи, интеллектуального развития, двигательных функций, а также расстройства аутистического спектра. У каждого ребёнка могут быть свои особенности восприятия, обработки информации и взаимодействия с окружающими, что требует от педагогов гибкости в применении различных методик.
У детей с ОВЗ часто наблюдаются трудности в коммуникации, которые могут проявляться в замедленном развитии речи, трудностях в понимании и использовании невербальных средств общения, недостаточной социальной активности и сложности в установлении контактов со сверстниками. В связи с этим воспитатели должны разрабатывать специальные программы, которые помогут детям преодолеть эти трудности.
Рассмотрим методы и подходы к развитию коммуникативных навыков.
Игра — это основной вид деятельности дошкольников, через который происходит их обучение и социализация. Игровая терапия помогает детям с ОВЗ развивать речевые и социальные навыки в непринужденной и увлекательной форме. В процессе игры ребенок учится выражать свои мысли и эмоции, общаться с другими детьми и взрослыми, решать проблемы и находить компромиссы.
Особенно полезны ролевые игры, которые имитируют реальные жизненные ситуации, например, игры в "магазин", "врачебный кабинет" или "семью". В процессе этих игр дети учатся применять различные модели поведения и развивать коммуникативные навыки.
Невербальные средства общения играют важную роль в процессе взаимодействия, особенно для детей с речевыми нарушениями. Такие дети могут использовать жесты, мимику, позы и другие формы невербальной коммуникации для передачи своих желаний и эмоций.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи или слуха может быть полезно использование альтернативных и дополнительных средств коммуникации, таких как карточки с изображениями, жестовый язык, системы символов (например, PECS — система обмена изображениями). Эти методы помогают детям выражать свои мысли и участвовать в коммуникации, несмотря на сложности с речью.
Логопедические занятия необходимы для детей с нарушениями речи.
Они направлены на развитие речевых навыков, фонематического слуха, правильного произношения и расширение словарного запаса. Логопедические упражнения часто включают работу с артикуляцией, дыхательной гимнастикой, а также упражнения для развития мелкой моторики, которые способствуют улучшению речи.
Эти занятия могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме, в зависимости от потребностей ребенка. Важно, чтобы логопедические занятия были интегрированы в общий образовательный процесс, поддерживались воспитателями и родителями.
Социальные истории — это метод, который используется для обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями в развитии социальным нормам и навыкам взаимодействия. Эти истории описывают ситуации, в которых ребенок может оказаться, и предлагают ему различные варианты поведения.
Пример социальной истории может включать описание того, как ребенок должен вести себя на детской площадке, как он может попросить кого-то поиграть с ним, или как правильно реагировать на отказ. Этот метод помогает детям с ОВЗ лучше понимать социальные ситуации и готовиться к ним.
Каждый ребенок с ОВЗ нуждается в индивидуальном подходе, который учитывает его потребности и особенности. Воспитатель должен быть гибким в выборе методов и стратегий обучения, а также уметь адаптировать образовательную программу под конкретного ребенка. Это включает в себя как выбор игр и упражнений, так и корректировку темпа и уровня сложности занятий.
Для успешного развития коммуникативных навыков воспитатель должен создать в группе благоприятную эмоциональную и социальную атмосферу. Это включает в себя поддержание доброжелательных отношений между детьми, поощрение совместной деятельности, обучение детей навыкам решения конфликтов и созданию условий для позитивного взаимодействия.
Также важно создавать возможности для регулярной практики коммуникативных навыков, например, организовывая ролевые игры, поощряя совместные проекты или обсуждения.
Эффективная работа с детьми с ОВЗ невозможна без тесного взаимодействия воспитателей с родителями. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, поддерживать усилия воспитателей и логопедов, а также помогать детям применять полученные навыки дома.
Регулярные консультации, обратная связь и совместные мероприятия помогают укрепить связи между детским садом и семьей, что способствует более успешному развитию коммуникативных навыков у детей.
В заключение следует отметить, что развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ является важной задачей, требующей комплексного подхода. Воспитатели играют ключевую роль в этом процессе, используя разнообразные методы, такие как игровая терапия, логопедические занятия, социальные истории и развитие невербальной коммуникации. Индивидуальный подход к каждому ребенку и создание благоприятной среды в детском саду способствуют успешному формированию у детей навыков общения, необходимых для их дальнейшего развития и интеграции в общество.
Список литературы
1. Боровкова, Т. В. "Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья". Москва, 2018.
2. Золотарёва, Е. М. "Психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ". Санкт-Петербург, 2020.
3. Калинина, А. П. "Игровая терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями". Казань, 2019.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат