ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Фокина Н.А.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии ребенка. В этот период закладываются такие качества, как отношение к труду и людям, основы коммуникации, личностные черты и многое другое. Именно в этом возрасте педагогам необходимо обращать внимание на всестороннее развитие ребенка, ведь возросшие требования к первоклассникам касаются не только учебных навыков, но и определенной психологической подготовки. Поэтому важной стадией развития старшего дошкольного возраста является формирование волевых качеств, которые служат фундаментом для дальнейшего склада личности. Одной из фундаментальных задач, стоящих перед педагогом, является помощь старшему дошкольнику научиться владеть собой, подготовить его к переменам в жизни, связанных с учебной деятельностью, новым статусом ученика и его обязанностями. Рассмотрим более подробно, что же такое волевые качества личности.
Несмотря на множество существующих определений данного термина, можно выделить общую составляющую, представляющую волевые качества как психических процесс, благодаря которому происходит сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности на пути к достижение поставленной цели. Процесс воли неразрывно связан с сознанием. Следовательно, укрепление воли должно идти через смысловое осознание ребенком своих действий. Сознание помогает ребенку создать образ будущей цели, которое уже и запускает волевое действие.
Необходимо также отметить эмоциональную составляющую волевого акта. Эти два психических процесса настолько тесно связаны друг с другом, что зачастую говорят именно об эмоционально-волевой сфере. Эмоции могут оказывать различное влияние на регуляцию поведения и деятельности. В одном случае они оказывают дезорганизующее влияние, в другом — стимулирующее. В первом случае воля выступает в роли регулятора и компенсатора, во втором — особых волевых усилий не требуется, так как есть эмоциональное подкрепление. Наиболее оптимальным является сочетание сильной воли и определенного уровня эмоционального реагирования.
Волевое действие имеет свою структуру, состоящую из ряда последовательных частей. Для начала у ребенка возникает проекция действия в умственной деятельности и появляется намерение, которое в свою очередь и запускает волевой импульс. Намерение состоит из трех связанных составляющих — мотив, цель и способ достижения, соответствующих трем временным состояниям – настоящему, прошедшему и будущему. То есть в настоящем моменте происходит инициация действия, в будущее проецируется цель, а в прошедшее – способ выполнения. Если на пути возникают препятствия, старший дошкольник осознает их, мобилизует свои психические и физические качества, т.е. тренирует волевые качества.
Выделяют такие свойства волевых качеств как широта, сила, устойчивость. Широта – это количество занятий с проявлением этого качества. Сила – уровень проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Устойчивость – степень постоянства проявления этого качества в сходных ситуациях. Волевые качества имеют врожденную и приобретенную природу, выступающих как единое целое при действий. Врожденная природа характеризуется имеющимися задатками и характеристикой нервной системы, приобретенная – накопленным опытом в виде самостимуляции, сформированным мотивом достижения и установкой не сдаваться в сложившихся обстоятельствах.
В нашей работе по развитию волевых качеств мы используем прием представления отсутствующих предметов. Это помогает в целеполагании и удержании цели. В этом случае, действия ребенка строятся на основе представлений о предмете, о желаемом результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. В этом случае эмоции оказывают стимулирующее действие, так как еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и конечный результат, и его оценку со стороны взрослых. Предвосхищение положительного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение.
В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Это ведет к появлению волевых усилий для достижения поставленной цели. В дошкольном возрасте проявляются следующие тенденции в проявлении воли: способность удерживать цель на протяжении дошкольного возраста значительно возрастает, возможность удерживать цель находится в прямой зависимости от трудности задания и длительности его выполнения, на протяжении всего дошкольного возраста целеустремлённость больше фиксируется в постановке цели, чем в планировании и контроле. Необходимое условие эффективной постановки цели – умение включить её в более широкий мотивационный контекст. Выделяют следующие мотивы у дошкольников: поощрение и признание взрослого, игровой мотив, соревновательный мотив, самолюбие и признание сверстников. На протяжении всего дошкольного возраста дети плохо принимают искусственно созданные ситуации и более легко справляются с заданиями, имеющими для них привычный жизненный смысл. Важной для успешности выполнения задания является и конкретность, определённость поставленной цели.
Развитие воли выражается следующими признаками:
– изменяется и расширяется объем целей (целеустремленность);
– ребенок преодолевает все возрастающие внешние и внутренние трудности (формируется сила воли);
– дошкольник достигает все большую длительность волевого усилия (нарастает выносливость воли);
– нарастает способность произвольного торможения своих побуждений (проявление самообладания, выдержки);
– приобретается способность ставить далекие цели и направлять свои усилия на их достижение;
– цели и пути их достижения ставит и определяет самим ребенком.
Подводя итоги вышесказанного, перед педагогами стоит непростая, но очень важная задача по формированию у дошкольников волевых навыков. Развитие произвольности поведения и действий закладывает необходимый фундамент для успешного усвоения школьной программы, формирования отношения к трудовой деятельности, развития коммуникативных навыков, а также формированию характера.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат