Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

АНАЛИЧЕСКАЯ СПРАВКА об итогах исследования сформированности навыка письма в 1-х классах . Работа №73293

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
АНАЛИЧЕСКАЯ СПРАВКА об итогах исследования сформированности навыка письма в 1-х классах
Работа:
АНАЛИЧЕСКАЯ СПРАВКА
об итогах исследования сформированности навыка письма
в 1-х классах
Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Работа над каллиграфией начинается с первых дней поступления ребенка в I класс и продолжается в последующих классах. Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности старательного отношения к выполнению любой работы. Целью занятий по письму является формирование навыка графически правильного, четкого и достаточно скорого письма. Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений. Психологические особенности графического навыка в том, что это, с одной стороны, двигательный навык, т. е. такое действие, которое опирается на первый взгляд лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки (перекодировка). Это придает письму характер сознательной деятельности. Эта сторона письма как специфической человеческой деятельности и составляет главное в навыке письма. Сознательный характер письма состоит в следующем:
в правильном соотнесении звука и буквы,
в соблюдении ряда правил — графических и орфографических;
в использовании письменного навыка для передачи собственных мыслей, чувств, намерений.
Как видим, третье является наиболее важным, так как составляет единственную цель письма, тогда как первое и второе — лишь вспомогательные задачи пишущего человека, лишь средства, а не цели. Следовательно, чем скорее дети будут в состоянии осознать и осуществить эту цель, передачу на письме собственных мыслей, тем правильнее будет у них формироваться навык письменной речи.
Согласно Основной образовательной программы начальной школы, основными требованиями к знаниям и умениям учащихся 1 класса по каллиграфии являются:
- правильное, без искажений письмо строчных и заглавных букв, соединение букв в слова;
- правильное списывание слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
- письмо под диктовку слогов, слов, предложений из 3-5 слов без пропусков и искажений букв.
На основании вышеизложенных требований 15.02.2021 было проведено первичное исследование сформированности навыков письма у учащихся первых классах.
Всего в 1- х классах обучается 186 учащихся. Диагностическую работу выполняли 151 человек, что составляет 81%. Отсутствовало 35 учащихся, что составляет 29 %. (2 слайд)
Основные задачи I этапа диагностической работы:
- выяснение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования;
- выявление нарушений письма (характер специфических ошибок, степень выраженности).
Материал для обследования письма, соответствует следующим требованиям:
- речевой материал включает звуки всех фонетических групп;
- предусматривает позиционную близость звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, а также букв, смешиваемых по кинетическому сходству;
- включает слова различной сложности слого-ритмической структуры.
Навыки написания букв, письмо под диктовку слогов, слов, предложения и были проверены в результате обследования первоклассников. Задание содержало четыре вышеперечисленных вида работы:
Задания:
1. Записать под диктовку буквы (в случае забывания обозначить букву точкой):
а) строчные буквы: п, и, ш, т, м, щ, з, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, й, ч, ё, ы, в, ж, ъ, х (предъявлено 24 буквы).
б) прописные буквы: Г, 3, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц П, Д В, М, Ф, Ё, Ж, Щ (предъявлено 19 букв).
2. Диктант слогов: ас, мо, лы, ри, сто, яр, мя, жу, ац, дол, щи, зни, юр, пла, ай, кра. (предъявлено 16 слогов)
3. Диктант слов различной структуры: утки, бант, куст, грач, аист, шарф. (предъявлено 6 слов)
4. Запись предложения под диктовку: На ветки берёзы сели птицы.
Сейчас мы с вами перейдем к анализу сформированности навыков письменной речи, но перед этим я хотела бы обратить ваше внимание на то что параллель первых классов неоднородна по составу (есть учащиеся ОВЗ, есть дети, которые посещали речевые сады, и мы понимаем, что у них в ближайшее время будут обозначены проблемы, есть учащиеся, которые не имеют предшкольной подготовки (не посещали дошкольные учреждения), есть дети, которые имеют в своем анамнезе неврологические проблемы. Поэтому я призываю вас обратить внимание на зафиксированные ошибки, а меньше внимания обращать на сравнительную характеристику по классам.
1 пункт мы рассмотрим с вами знание строчных букв. (слайд 3, 4)
Этот этап оценивался по 5 параметрам:
- устойчивое знание строчных букв;
- в написании букв допущена 1 дисграфическая ошибка;
- в написании букв допущено более 2 дисграфических ошибок;
- частичное выполнение задания;
- знание строчных букв не сформировано.
Вы можете рассмотреть сформированность навыка написания строчных букв в двух вариантах: диаграмма и таблица. (слайд 3, 4)
На основании вышеизложенного мы можем сделать следующий вывод:
- навык написания строчных букв сформирован (ошибки отсутствуют) у 52 учащихся, что составляет 34%;
- 1 логопедическая ошибка зафиксирована у 28 учащихся, что составляет 19%;
- более двух логопедических ошибок зафиксировано у 61 учащегося, что составляет 40 %;
- отмечено частичное выполнение у 2 учащихся, что составляет 1%;
- навык написания строчных букв не сформирован у 10 человек, что составляет 7%.
2 пункт мы рассмотрим с вами знание заглавных букв. (слайд 3, 4)
Этот этап оценивался по 5 параметрам:
- устойчивое знание строчных букв;
- в написании букв допущена 1 дисграфическая ошибка;
По итогам диагностики были получены следующие результаты: (слайд 18)
- логопедические ошибки отсутствуют у 16 учащихся (10%);
- единичные логопедические ошибки у 84 учащихся (56 %);
- множественные логопедические ошибки у 35 учащихся (23%);
- грубые нарушения формирования навыка письменной речи или ее отсутствие у 16 учащихся (11%).
С учётом того, что навык письма находится еще в стадии формирования, достаточный уровень сформированности навыка показали 66% учащихся.
У 34 % учащихся навык на данный момент находится в стадии формирования или не сформирован.
Анализируя выполнение работ, мы обратили внимание на то что фиксируются работы, соответствующие требованиям каллиграфического письма, а есть работы, и их большинство, где письмо не соответствует требованиям.
- буквы ниже выше строки;
- соединения букв;
- своеобразное написание букв;
- ошибки в написании букв щ, ц – петелька;
- зеркальное письмо букв Е, Ё, З, Г, Р, Ч, У;
- чрезвычайно мелкое письмо или крупное (рекомендация о необходимости
консультации офтальмолога).
Рекомендации:
1)Учителям 1 класса разнообразить методы и приемы, используемые при формировании письменных навыков у детей, так как при обучении детей письму очень важны методические знания учителя.
В последнее время в методике русского языка описаны разнообразные приемы и упражнения, помогающие формировать каллиграфический навык. Основными из них являются следующие:
1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради учащегося.
2. Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради.
3. Обведение образца буквы (копировальный прием).
4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе.
5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов.
6. Письмо под счет.
7. Прием показа ошибочного написания.
2) Проводить педагогическое просвещение родителей.
Например, объяснять родителям, что развитие мелкой моторики пальцев - важный показатель готовности ребенка к школе. Тонкая моторика - это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Родители могут помочь, организуя домашние поручения, задания типа: Вставь нитку с иголочку, Зашнуруй ботинки, Помоги перебрать гречку.
3) Вводить правила посадки, положения спины, головы, угол наклона тетради. Учитель должен вводить эти правила постепенно.
Использовать копирование на дополнительных занятиях с учащимися, у кого не сформирован навык письма.
Хорошо зарекомендовал себя опыт учителей, которые дают учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу, кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет то же значение - закрепление правильного движения.
Очень важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями.
4)Развивать всячески кисти рук и ручную умелость на занятиях по технологии и изобразительной деятельности. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко и легко.
1
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×