Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках в начальной школе. Работа №73306

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках в начальной школе
Работа:

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках в начальной школе

 

Белова Анастасия Ивановна, учитель начальных классов

МОУ «Селищенская средняя школа», Тверская область, п. Селище

 

Аннотация. В статье рассматривается важность организации самостоятельной работы учащихся на уроках в начальной школе, как одного из ключевых факторов успешного обучения и развития личности ребёнка. Описаны основные подходы к организации самостоятельной работы, принципы её построения и задачи, которые она решает. Приведены примеры конкретных методик и заданий, направленных на развитие навыков самостоятельной работы у младших школьников, а также предложения по поэтапному введению данного вида деятельности в учебный процесс.

Ключевые слова: самостоятельная работа, младшие школьники, организация урока, учебная деятельность, развитие личности, учебная мотивация, ответственность.

 

Самостоятельная работа учащихся — это неотъемлемая часть учебного процесса, особенно в начальной школе, где формируются базовые навыки, такие как ответственность, самостоятельность и умение организовывать свою деятельность. Умение эффективно работать самостоятельно — это важный шаг на пути к успешному обучению в старших классах и во взрослой жизни. Организация самостоятельной работы на уроках позволяет учителю не только развивать учебные умения и навыки детей, но и формировать у них уверенность в собственных силах, что является важным аспектом личностного роста.

Организация самостоятельной работы требует от учителя продуманного подхода. Для младших школьников характерны высокая эмоциональность, быстрая утомляемость и низкая концентрация внимания, поэтому задания должны быть продуманы с учётом этих возрастных особенностей. Начинать самостоятельную работу следует с простых и понятных задач, которые требуют минимального контроля со стороны учителя, но дают детям возможность проявить инициативу. Например, на начальном этапе это могут быть задания типа «дорешай примеры», «прочитай и ответь на вопросы». Эти задания позволяют ученикам почувствовать уверенность в том, что они могут справиться с задачей самостоятельно, что мотивирует их к дальнейшему развитию.

Одним из важных аспектов самостоятельной работы является её поэтапное внедрение. Нельзя сразу требовать от младших школьников полной самостоятельности; учителю необходимо постепенно повышать сложность и объём заданий. В начале это могут быть простые упражнения, такие как переписывание слов, решение элементарных задач или чтение коротких текстов. Постепенно задания усложняются, добавляются элементы анализа, творчества и самоконтроля. Например, в рамках изучения окружающего мира учитель может предложить ученикам самостоятельно подготовить небольшое сообщение о каком-либо природном явлении, предварительно обсудив основные этапы работы.

Самостоятельная работа также способствует развитию навыков планирования и организации своей деятельности. Для этого можно использовать метод «шага за шагом», когда учитель вместе с учениками разбирает, как можно справляться с заданием, разделив его на несколько этапов. Например, при написании сочинения сначала обсуждается тема, затем дети планируют структуру текста, после чего постепенно пишут каждую часть. Это помогает ученикам осознать, что даже сложное задание можно выполнить, если правильно организовать свою работу.

Важно, чтобы самостоятельная работа была мотивирующей для учеников. Одним из методов поддержания интереса к самостоятельной работе может быть использование игровых или соревновательных элементов. Например, на уроках математики учитель может предложить ученикам решить несколько задач, а затем обсудить, кто быстрее справился, или предложить решить математические головоломки. Такой подход стимулирует интерес к учебе и формирует мотивацию к выполнению заданий без постоянного контроля со стороны взрослого.

Кроме того, для успешной организации самостоятельной работы важно учитывать индивидуальные особенности учащихся. Каждый ребёнок имеет свой темп усвоения информации и свои предпочтения в способах выполнения заданий. Учителю необходимо варьировать формы работы, предлагая ученикам разные типы самостоятельных заданий: текстовые, творческие, практические. Например, на уроках окружающего мира можно предложить ученикам самостоятельно найти информацию о животных, которые обитают в их регионе, и сделать рисунок или краткий доклад о выбранном животном. Такой подход не только поддерживает интерес, но и способствует развитию творческих и исследовательских способностей у детей.

Контроль и оценка самостоятельной работы должны носить поддерживающий и развивающий характер. Важно не просто проверять правильность выполнения задания, но и давать ученикам возможность осознать свои ошибки и сделать выводы. Например, после выполнения задания можно провести рефлексию: предложить детям ответить на вопросы «Что у меня получилось?», «Что было сложно?», «Как я могу улучшить свою работу в следующий раз?». Это помогает формировать у детей осознанность в обучении, развивает навыки самоанализа и саморегуляции.

Одним из примеров успешной организации самостоятельной работы является проектная деятельность. Учитель может предложить ученикам выполнить мини-проект по теме, изучаемой на уроке, например, создать модель солнечной системы из подручных материалов, собрать коллекцию листьев или сделать гербарий. Проектная работа требует от детей планирования, самостоятельного поиска информации и выполнения поставленных задач, что помогает им развивать самостоятельность, творческое мышление и ответственность за результаты своей работы.

Важную роль в организации самостоятельной работы играет создание благоприятной образовательной среды, в которой ребёнок чувствует себя уверенно и мотивированно. Учителю следует создавать условия, при которых самостоятельная работа воспринимается учениками как интересный и увлекательный процесс, а не как обязанность. Это можно достичь через позитивную обратную связь, поддержку и вовлечение учеников в процесс принятия решений. Например, учитель может предложить ученикам самим выбрать, какое задание выполнить, или предложить варианты способов его выполнения. Такой подход повышает чувство ответственности и стимулирует интерес к учёбе.

Таким образом, самостоятельная работа на уроках в начальной школе является важным инструментом развития учебных навыков и личностных качеств учащихся. Она способствует формированию ответственности, уверенности в себе, умению планировать свою деятельность и принимать решения. Организация самостоятельной работы требует от учителя продуманного подхода, учитывающего возрастные и индивидуальные особенности детей. Использование разнообразных методов, таких как поэтапное выполнение заданий, проектная деятельность и игровые элементы, позволяет эффективно развивать самостоятельность у младших школьников и готовить их к успешному обучению в будущем.

 

 

Список литературы

Лутошкина Виктория Николаевна, Коренева Вера Викторовна Условия формирования контрольно-оценочной самостоятельности в начальной школе // Ped.Rev..

2019. №4 (26).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-kontrolno-otsenochnoy-samostoyatelnosti-v-nachalnoy-shkole

Мокрополова, И. Ю. Самостоятельная работа учащегося над ошибками как важнейшее условие становления рефлексивной деятельности младших школьников на уроках русского языка / И. Ю. Мокрополова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 175-179.

Сумнительный Константин Евгеньевич, Прокофьева Елена Николаевна

Педагогика М

онтессори: от независимости к самостоятельности

// Исследователь/Researcher.

2020. №4 (32).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-montessori-ot-nezavisimosti-k-samostoyatelnosti

Троицкая, И. Ю. Развитие самостоятельности и трудолюбия в младшем школьном возрасте / И. Ю. Троицкая, М. Д. Зимина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 712-715. — URL:

https://moluch.ru/archive/108/26228/

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×