Авдеева Эльвира Владимировна
Воспитатель
МАДОУ детский сад № 62 компенсирующего вида
Г.Киселёвск, Кемеровская область
Содержание прогулки как условие формирования экологических знаний детей 5 – 6 лет.
Аннотация: в данной статье раскрывается социальное значение экологического воспитания детей дошкольного возраста. Обоснована необходимость
прямого контакта ребенка с объектами природы в процессе экологического образования. Автором конкретизируется содержание экологической прогулки – одной из форм ознакомления старших дошкольников с природой. Раскрыты особенности формирования экологических знаний в процессе проведения прогулки. Предлагаются методические приемы проведения прогулок с детьми 5–6 лет.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологические знания, прогулка, природа, наблюдение, старшие дошкольники.
Экологические проблемы наших дней прямым образом связаны с пробелами в экологическом образовании – его низкий уровень определяет потребительское отношение человека к природе. Нет сомнения, что именно образовательная система должна взять на себя функцию воспитания жителей планеты с экологическим мировоззрением, с ответственным и разумным отношением к окружающему миру. Детский сад является первой ступенью в системе экологического образования, именно поэтому перед воспитателями встает важнейшая задача – раскрытие идеи единства и взаимосвязи живого и неживого доступным для ребенка образом.
Дошкольное детство – это начальный этап становления личности человека, его мировоззрения. Он представляется наиболее благоприятным для естественного формирования основ экологической культуры. Дети испытывают потребность в общении с природой. Взаимодействие с природными объектами и явлениями никогда не оставляет их равнодушными. Задача педагога – использовать эти предпосылки, то есть, направлять и углублять детский интерес, ориентируясь на воспитательный потенциал окружающей среды. Представление о природных связях, полученное в детстве, создаёт прочную основу для дальнейшего развития экологических знаний и экологически целесообразного поведения.
В экологическом воспитании используются разнообразные формы работы. Одна из них – экологическая прогулка – обеспечивает возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Она имеет огромное значение в воспитательно-образовательной деятельности детей, предоставляя условия для непосредственного общения с природой в любое из времен года. Прогулка является способом накопления и систематизации элементарных экологических знаний, доступных пониманию старших дошкольников.
Суть экологической прогулки заключается в посещении различных экосистем с целью наблюдения и изучения природных объектов в естественных условиях. Прямое взаимодействие и активная деятельность способствуют формированию у детей первичных представлений о взаимосвязях, существующих в природе. Экологические прогулки помогают воспитывать в детях осознано-бережное отношение к родной природе и приобщают детей к участию в природоохранной деятельности.
Содержание целевой прогулки всегда связано с природным окружением, выбранной тематикой, временем года и погодой. Прогулка не должна быть случайной, ее план необходимо заранее продумывать. В процессе подготовки к каждой прогулке необходимо учитывать интересы детей, их настроение. При этом целесообразно использовать различные формы организации – фронтальные, групповые, индивидуальные. Фронтальная организация наблюдений на прогулках может применяться для ознакомления детей с сезонными изменениями. В наблюдении могут участвовать и небольшие группы детей (рассматривание растения, ростков, насекомых, паутины и т. д.). Прогулка также предполагает индивидуальную работу.
Наблюдение за объектами живой и неживой природы – важнейший компонент целевой прогулки. В этом процессе решаются основные программные задачи. Взрослый может ознакомить детей с теми природными явлениями, представления о которых складываются продолжительное время. Ребята наблюдают таяние снега, движение облаков, распускание цветов, закат солнца и т. п. На ежедневных прогулках следует обращать внимание детей на сезонные изменения в жизни растений и животных (набухание почек, появление травы, прилет и отлет птиц, увядание растений, листопад). Педагог помогает дошкольникам подметить характерные признаки предметов и явлений, установить связи между ними. Воспитатель задает детям вопросы, предлагает загадки и потешки, а детские высказывания дополняет своими пояснениями.
Для того чтобы увидеть красоту окружающего мира ребенку нужна помощь взрослого. Педагог настраивает душу ребенка на восприятие природы, вызывает в ней эмоциональный отклик. Под руководством воспитателя дети учатся понимать эту красоту, накапливают чувственный опыт для глубокого познания окружающего мира и своей роли в нем. Сделать общение с природой более эмоциональным помогает художественное слово: отрывки из стихотворений и прозы, народные пословицы и поговорки, приметы.
Очень важно объяснить детям, что сохранение красоты родной природы невозможно без человеческого труда. Таким образом, прогулка предполагает и трудовую деятельность, направленную на формирование навыков природоохранной деятельности. Она может быть как запланированной (подкормка зимующих птиц, уборка опавших листьев, очистка клумб от увядших растений), так и спонтанной (полив засыхающего растения, уборка мусора). Организация работы в огороде или цветнике должна определяться ее содержанием. Одни задания дошкольники могут выполнять всей группой (посев, посадка, сбор урожая), другие (подготовка земли, поливка растений, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян и т. п.) лучше выполнять с подгруппой детей. Для старших дошкольников не исключается организация дежурств по участку в теплое время года.
На прогулке можно организовать разнообразные игры с природным материалом (снегом, льдом, водой, песком, глиной, листьями), а также игрушками, приводимыми в движение силой воды и ветра. Подвижные игры используются не только для закрепления знаний о качествах предметов природы, но и для воспитания умения сопереживать природе, для осознания жизненных потребностей ее обитателей.
Воспитателю стоит продолжить работу и после проведения прогулки. Важно выслушать рассказы детей об их впечатлениях, провести с дошкольниками обобщающую беседу. В последующих занятиях рисованием и лепкой у детей имеется возможность изобразить увиденное на прогулке. Яркие сезонные изменения, наблюдаемые на прогулках, дети могут отображать в календаре природы. Такая форма работы является результативной, именно потому, что погружает ребенка в процесс непосредственного взаимодействия, в практическую деятельность и, как следствие, развивает в нём умение чувствовать природную красоту и стремления к знаниям об окружающем мире.
Список литературы
1. Абдуллаев З.А. Экологические отношения и экологическое сознание / З.А. Абдуллаев. – Ташкент, 2011. – 247 с.
2. Баранникова Э.Э. Экскурсии и целевые прогулки в системе воспитания основ экологической культуры / Э.Э. Баранникова. – Ульяновск, 2005.
3. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Н.И. Бочарова. – М., 2004. – 156с.
4. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев. – М., 1998. – 199 с.
5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. – М., 2010. – 208 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат