МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Смирнова Анастасия Андреевна, воспитатель
ОГКОУ Ивановский детский дом "Звёздный"
Аннотация. Статья рассматривает методические основы формирования финансовой грамотности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обсуждаются ключевые аспекты финансовой грамотности, её значимость в современном обществе, а также эффективные подходы к обучению детей в условиях детских домов. Приводятся примеры успешных практик, рекомендации по организации образовательного процесса и создание подходящей среды для формирования финансовых навыков. Цель статьи — подчеркнуть важность финансовой грамотности как средства социальной адаптации и повышения самостоятельности детей.
Ключевые слова: финансовая грамотность, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, методические основы, обучение, социализация, навыки.
Финансовая грамотность становится важнейшим навыком в условиях современного общества, где умение управлять своими финансами является необходимым для успешной социализации. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно актуально развитие этих навыков, так как они сталкиваются с дополнительными трудностями в процессе адаптации к жизни вне детского дома. В данной статье рассматриваются методические основы формирования финансовой грамотности, которые могут помочь воспитателям в работе с этими детьми.
Финансовая грамотность — это способность понимать и использовать финансовую информацию, принимать обоснованные финансовые решения и управлять своими ресурсами. Это включает в себя знание основ budgeting (бюджетирования), планирования, инвестирования и защиты финансовых интересов.
Финансовая грамотность особенно важна для детей-сирот, так как она способствует их самостоятельности, уверенности в своих силах и способности адаптироваться к взрослой жизни. Обучение финансовым навыкам помогает им избежать долговых ловушек и способствует эффективному управлению своими средствами.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, часто сталкиваются с множеством социальных и эмоциональных трудностей. Отсутствие родительского контроля и поддержки может привести к недостатку знаний о финансовых вопросах, что затрудняет их интеграцию в общество.
Обучение финансовой грамотности может значительно повысить шансы этих детей на успешную социализацию и адаптацию в обществе, а также снизить риск социального исключения и бедности.
При разработке программы обучения необходимо определить основные цели и задачи, которые помогут детям освоить финансовые навыки. Это могут быть:
Понимание
основных
финансовых
понятий
.
Умение составлять бюджет и планировать расходы.
Знание о банковских услугах и способах их использования.
Программа должна быть адаптирована под возрастные группы и уровень развития детей, чтобы обеспечить доступность и понимание материала.
Рассмотрим применение активных методов обучения
Игровые технологии
.
Игровые методы, такие как ролевые игры и деловые симуляции, позволяют
детям на практике применять финансовые
знания. Например, игра "Магазин" может помочь детям понять, как работает покупка и продажа, а также развить навыки бюджетирования.
Проектная деятельность
.
Проектная работа способствует более глубокому освоению финансо
вых понятий. Дети могут создавать свои проекты, связанные с планированием бюджета для выездной поездки или организации мероприятия.
Приведем примеры успешных практик
А) Реализация программы финансовой грамотности. Некоторые детские дома успешно внедряют программы по обучению финансовой грамотности, что позволяет детям осваивать навыки в игровой и увлекательной форме. Например, программа "Финансовый клуб" включает в себя различные занятия и игры, направленные на обучение детей основам финансов.
Б) Работа с партнерами. Сотрудничество с финансовыми учреждениями и некоммерческими организациями может улучшить качество обучения. Например, банковские работники могут проводить мастер-классы по основам работы с деньгами, что позволит детям получить информацию из первых уст.
Рекомендации для воспитателей
Создание комфортной атмосферы
.
Важно создать поддерживающую и комфортную атмосферу, где дети смогут свободно задавать вопросы и делиться своими переживаниями. Это поможет снизить страх перед финансовыми вопросами и по
высить уровень вовлеченности.
Р
егулярное повторение и практика
.
Регулярное повторение пройденного материала и предоставление возможности практиковаться в реальных ситуациях помогут детям лучше усвоить финансовые навыки. Воспитатели могут организовать практ
ические занятия, где дети смогут использовать свои знания на практике.
Оценка результатов обучения
.
Необходимо регулярно оценивать результаты обучения, чтобы выявить, какие аспекты программы требуют
доработки или изменения. Это позволит сделать процесс обу
чения более эффективным и адаптированным под нужды детей.
В заключение можно отметить, что формирование финансовой грамотности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является важной задачей, которая требует внимательного и комплексного подхода. Использование современных методических основ, активных методов обучения и практических мероприятий поможет детям освоить необходимые финансовые навыки, повысить их уверенность в себе и способствовать успешной социализации. Воспитатели играют ключевую роль в этом процессе, создавая поддерживающую среду и внедряя эффективные практики обучения. Только совместными усилиями можно подготовить детей к жизни в современном обществе и помочь им стать самостоятельными и уверенными в себе людьми.
Список литературы
Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. А. Абросимова. – М.: НОЧУ ДПО УЦ «Сетевая Академия», 2020. – 36 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся раз
умному финансовому поведению»).
Абросимова Е.А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е.А. Абросимова. – М.: НОЧУ ДПО УЦ «Сетевая Академия», 2020. – 130 с. (
Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Методика и технология организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей по формированию основ финансовой грамотности (учебно-методическое пособие)
/ авт.-сост.: М.М.
Панасенкова
, Г.Н. Панькова. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2022. – 64 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат