ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
Сусликова Раиса Александровна, учитель математики
МБОУ СОШ, Хабаровский край, с. Гвасюги
Аннотация. В статье рассматривается роль проектной деятельности в формировании математических компетенций у учащихся. Проектная деятельность предоставляет возможность интеграции знаний, умений и навыков, что способствует более глубокому пониманию математических понятий и их применения в реальной жизни. Описываются этапы реализации проектной деятельности, ее виды и примеры успешных проектов, а также влияние проектной работы на развитие критического мышления, творческих способностей и командной работы у школьников.
Ключевые слова: проектная деятельность, математические компетенции, учащиеся, критическое мышление, командная работа.
Современное образование ставит перед собой задачу не только передать знания, но и развивать у учащихся ключевые компетенции, необходимые для успешной жизни в быстро меняющемся мире. Одной из таких компетенций являются математические навыки, которые играют важную роль в различных сферах деятельности. Проектная деятельность становится эффективным средством для развития математических компетенций у школьников, так как она позволяет учащимся интегрировать теоретические знания с практическими умениями.
Проектная работа в школе предоставляет возможность учащимся глубже понять математические концепции, развивает их аналитическое и критическое мышление, а также навыки работы в команде. В данной статье рассматриваются основные принципы проектной деятельности и ее значение для формирования математических компетенций у учащихся.
Проектная деятельность — это форма организации учебного процесса, при которой учащиеся выполняют комплексную задачу, требующую применения знаний и навыков для решения реальной проблемы. Она включает в себя несколько этапов:
Выбор темы: Учащиеся выбирают интересующую их математическую тему или проблему.
Планирование: Составляется план работы, в котором определяются цели, задачи и сроки выполнения.
Исследование: Учащиеся собирают информацию, анализируют данные и разрабатывают решение.
Презентация: Результаты проекта представляются другим учащимся, учителям или родителям.
Проектная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой, что позволяет развивать у учащихся навыки сотрудничества и коммуникации.
Значение проектной деятельности для развития математических компетенций
Проектная деятельность имеет ряд значимых преимуществ для формирования математических компетенций у учащихся:
Интеграция знаний
Проекты часто требуют применения различных математических понятий и методов, что способствует интеграции знаний. Например, проект по строительству модели здания может включать расчет площади, объема и других математических параметров.
Развитие критического мышления
Учащиеся учатся анализировать информацию, оценивать различные подходы и выбирать наилучший вариант решения. Например, в проекте по анализу данных о трафике на дорогах ученики могут сравнивать разные методы сбора данных и делать выводы о их эффективности.
Практическое применение математики
Проекты дают возможность учащимся увидеть, как математика применяется в реальной жизни. Это может быть исследование статистических данных, создание бюджета для мероприятия или анализ цен на товары.
Развитие творческих способностей
Проектная деятельность способствует развитию креативности, так как учащиеся должны находить нестандартные решения и подходы к выполнению заданий. Например, создание презентации о математических закономерностях в природе требует от учащихся не только знаний, но и креативного мышления.
Примеры проектной деятельности в учебном процессе
Включение проектной деятельности в уроки математики может быть разнообразным. Вот несколько примеров проектов, которые могут быть реализованы в классе:
Проект «Математика в нашем городе»
Цель: Исследование математических аспектов городской инфраструктуры.
Описание: Учащиеся изучают различные объекты в своем городе (например, мосты, здания) и рассчитывают их параметры: высоту, ширину, площадь и т.д. Результаты представляются в виде отчетов и презентаций.
Проект «Бюджет класса»
Цель: Формирование навыков финансовой грамотности.
Описание: Учащиеся разрабатывают бюджет для класса на учебный год, учитывая расходы на учебные материалы, экскурсии и другие мероприятия. Они учатся составлять смету и прогнозировать затраты.
Проект «Статистика в спорте»
Цель: Анализ статистических данных.
Описание: Учащиеся собирают данные о спортивных достижениях своих одноклассников или известных спортсменов, анализируют их и представляют результаты в виде графиков и диаграмм.
Реализация проектной деятельности
Для успешной реализации проектной деятельности в классе учителю необходимо:
Четко сформулировать цели и задачи проекта: Это поможет учащимся понять, что от них ожидается.
Создать условия для работы: Обеспечить доступ к необходимым ресурсам, таким как интернет, книги и другие материалы.
Поддерживать интерес учащихся: Важно мотивировать их, показывая, как математика связана с их повседневной жизнью.
Осуществлять обратную связь: Регулярное обсуждение хода выполнения проекта поможет выявить проблемы и скорректировать дальнейшие действия.
Проектная деятельность является важным инструментом для развития математических компетенций у учащихся. Она позволяет интегрировать теоретические знания и практические умения, развивает критическое и творческое мышление, а также способствует формированию навыков работы в команде. Внедрение проектной работы в учебный процесс сделает уроки математики более интересными и полезными, а также поможет учащимся осознать значимость математики в их жизни и будущем.
Список литературы
Гайдук Л. В. Оценка сформированности исследовательской и проектной деятельности на уроках математики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №4-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sformirovannosti-issledovatelskoy-i-proektnoy-deyatelnosti-na-urokah-matematiki
Чиркова А. Н. Развитие функциональной математической грамотности посредством проектной деятельности на уроках математики // Вестник науки. 2023. №9 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-funktsionalnoy-matematicheskoy-gramotnosti-posredstvom-proektnoy-deyatelnosti-na-urokah-matematiki
Шашеро В. Г., Пилипенко А. С., Селезнев В. В. Проектная деятельность на уроках математики: принципы и модель применения // Теория и практика современной науки. 2017. №4 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-matematiki-printsipy-i-model-primeneniya
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат