УДК 371.134: 378.147
Алия Климина, Лимма Сержанина,Оксана Ярукова, Маргарита Потапова
Aliya Klimina, Limma Sergeanina, Oksana Yarukova, Margarita Potapova
Afalija@mail.ru
ПРАВО РЕБЕНКА НА РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ СВОЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
THE RIGHT OF THE CHILD TO DEVELOP AND PRESERVE THEIR INDIVIDUALITY: PEDAGOGICAL ASPECTS
Аннотация. В статье рассматриваются права ребенка на развитие и сохранение своей индивидуальности. Представлен правовой аспект регулирования прав ребенка на свою индивидуальность. В нем обозначены законодательные акты, которые сохраняют данное право за ребенком. Раскрыт педагогический аспект развития индивидуальности ребенка, и регулирование право на нее. Сформулированы выводы и перспектива изучения данного вопроса.
Ключевые. Право, ребенок, развитие, сохранение, индивидуальность, педагогические аспекты.
Abstract. The article discusses the rights of the child to develop and preserve their individuality. The article presents the legal aspect of regulating the rights of children to their own individuality. It indicates the legislative acts that preserve this right for the child. The author reveals the pedagogical aspect of the development of the child's personality and its right to it. Conclusions and prospects for studying this issue are formulated.
Keywords. Law, child, development, preservation, individuality, pedagogical aspects.
В рамках темы исследования раскроем понятие права ребенка. Права ребенка с педагогической точки зрения — это все те права, которые применяются к несовершеннолетним. Стоит отметить, что в нашей стране всегда имела место быть проблема прав детей, как показывает современная обстановка, данная проблема, и сегодня неполностью решена. В связи с этим нужен обновленный комплекс мер, который позволит на законодательном уровне наделять ребенка правами, которые будут гарантировать его разностороннее и комплексное развитие. Данные меры должны быть рассмотрены в сегментах образования, медицинского страхования, жилищной и социальной сферы, сферы безопасности. Считаем, что обозначенный комплекс мер определяется как в юридическом ключе, так и педагогическом [5, с. 2].
Актуальность раскрывается в том, что право ребенка на развитие и сохранение своей индивидуальности, в том числе правового положения детей, нуждаются в некотором переосмыслении.
Например, в Конвенции о правах ребенка говорится, о том, что «Государства-участники Конвенции обязуются уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8). [1, с. 12]. Из этого следует, что у каждого человека есть своя особенность/индивидуальность. Что определяется характером, взглядами, отношениями к окружающим. Поэтому индивидуальность можем трактовать как природную особенность человека, которую можно как развивать, так и погубить еще в детстве. В связи с этим взрослые люди должны не только научится понимать личность ребенка, но и организовывать помощь в сохранении и развитии своей индивидуальности.
Право ребенка на сохранение своей индивидуальности развивается в педагогике индивидуальности. Данная научная область является междисциплинарной связующей между психологией и педагогикой. В педагогике индивидуальности личность ребенка выступает объект социализации, а индивидуальность ребенка изучается как высшая ценность. Достижения в развитии индивидуальности личности ребенка происходит через социализацию и путем развития его интеллектуальности, мотивированности, эмоциональности и предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества.
О. С. Гребенюк [4, с. 56] - исследователь современной школы педагогики индивидуальности считает, что необходимо обеспечить каждому ребенку возможность достойной и полноценной жизни в мире. Для этого она предлагает развивать три сегмента: образование, культуру, общество. Где ведущими принципами будут:
- уважение к культурным ценностям и традициям народов мира;
- соблюдение социальной интеграции личности;
- развитие ценности индивидуальности личности.
Именно поэтому, с точки зрения педагогики индивидуальности детям нужно прививать идеи культуры как единство духовного и материального, личного и общественного, национального и общечеловеческого.
Если развивать мысль о праве ребенка на развитие и сохранение своей индивидуальности, то необходимо помнить, что перспектива развития лежит в основе его психологической, социальной, нравственной и физической базы, а также в разносторонней деятельности ребенка, расширяющей сферу его эмоциональных и интеллектуальных способностей, формирующих целостную индивидуальность и здоровую личность. Как считает О. С. Гребенюк, – «развитая целостная индивидуальность сама обеспечивает гармонию личного и общественного, личного и индивидуального, духовного и материального. В этом случае человек действительно может реализовать себя, сам выбрать ту или иную идеологию, осуществить свою человеческую природу. Развитие личностных качеств совершается в процессе воспитания на основе формирования индивидуальных качеств» [4, с. 58].
На основании ранее изложенного сформулируем понятие индивидуальности – это свойство личности, которое отличает ее уровнем психологического, социального, культурного, физического развития. В этом смысле проследить индивидуальность можем уже в раннем развитии ребенка. Право на индивидуальность дети выражают в действиях. В некотором непослушании, упрямстве, в своих словах и деяниях по типу «Я сам». Можем предположить, чем ярче будет у ребенка проявляться коммуникативная особенность, принимать нестандартные решения, противостояние шаблонам стереотипам поведения. Можем предположить, что данные качества способствуют развитию у ребенка своей собственной индивидуальности.
Считаем, что у каждого ребенка есть право на индивидуальность и ее проявление. С раннего детства данное право ребенка реализуется родителями, так как они уже пережили это время и получили определенный жизненный опыт. Главное тут понимание родителями не переусердствовать в данном праве, иначе результатом может выступить не развитая индивидуальность ребенка, а полная зависимость ребенка от родителей/опекунов, не способность принимать собственные решений даже в простых вопросах.
Екатерина Вакалюк [3, с. 1] считает, что индивидуальность у проявляется тех детей, кто показывает креативные действия по отношению к достижению цели, тем самым выражает противостояние относительно шаблонных подходов, ломает стереотипы поведения, и развивает творческое начало.
Будучи взрослыми, многие люди отказываются от собственной индивидуальности, ввиду закомплексованности, низкой самооценки проживая, по своей сути, проживают чужую жизнь. Главное их переживание, вызываемое текущей жизнью, раскрывается в том, что уже взрослый человек переживает в основном только негативные чувства в отношении других. Этими чувствами бывают зависть, отрицание себя, злость, раздражение, им зачастую кажется, что другой человек занимает их место под солнцем. Людям с развитой индивидуальностью другие не являются помехой чтобы быть собой.
Поэтому так важно развивать в детях индивидуальность и при необходимости защищать их право на индивидуальность. Поэтому так важно на законодательном уровне совершенствовать правовую систему на сохранение своей индивидуальности.
При гибкой правовой системе права ребенка на развитие и сохранение своей индивидуальности у современных педагогических деятелей, работников, ученых появится возможность совершенствовать методическое сопровождение по развитию и сохранению детской индивидуальности. Так мы в скором времени получим сильное общество, способное справляться со сложными задачами, не прибегая к стандартизированному алгоритму в решении сложных задач. Считаем данное направление для дальнейшего изучения перспективным, так как напрямую влияет на жизнь людей в нашей стране.
Список литературы
«Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
Закон Тюменской области от 7 мая 1998 г. N 24 «О защите прав ребенка» Глава II. Права и охраняемые законом интересы ребенка (ст.ст. 9 - 29) Статья 15. Право ребенка на сохранение своей индивидуальности. Режим доступа: https://base.garant.ru/18725167/4c1884da311e5f3bdcf5d040b80864f4/#friends
Вакалюк Екатерина
. Индивидуальность ребенка. 24 октября 2019. ttps://zen.yandex.ru/media/id/5db1c0d735c8d800b089b460/individualnost-rebenka-5db1e20298930900ad056051
Гребенюк Т. Б
.
Любишина
С. А. Поделиться. Доступна только бумажная версия документа. 79 с. Количество страниц. 2014.
Годиздания
. Москва. Место издания. О произведении. Издательство. Изд. Дом
А
кад. Естествознания. ISBN. 978-5-91327-280-5. ББК. Ч30,0я73
Осипова Татьяна Валентиновна
, Почивалова Жанна Георгиевна, Коляда Олеся Владимировна Актуальность проблемы прав ребенка и его защиты // Вестник
ЮУрГУ
. Серия: Образование. Педагогические науки. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-problemy-prav-rebenka-i-ego-zaschity (дата обращения: 30.10.2020).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат