Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие познавательных интересов на уроках литературы. Работа №73379

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие познавательных интересов на уроках литературы
Работа:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Пеканова Александра Викторовна, учитель

МБОУ «Ялтинская средняя школа 2 «Школа будущего»» МО ГО г.Ялта, Республика Крым

 

Аннотация. Статья посвящена развитию познавательных интересов учащихся на уроках литературы в средней школе. Обсуждаются важность литературного образования для формирования общего кругозора и критического мышления, а также методы и подходы, способствующие активизации интереса к литературе. Описываются различные формы работы, включая игровые элементы, проектные задания и использование мультимедийных ресурсов. Приводятся рекомендации для учителей по созданию мотивационной среды, способствующей углубленному изучению литературных произведений и развитию творческих способностей учащихся.

Ключевые слова: литература, познавательные интересы, уроки, методы обучения, проектная деятельность, мотивация, образовательный процесс, критическое мышление.

 

Литература — это не только искусство слова, но и мощный инструмент для формирования познавательных интересов учащихся. Уроки литературы предоставляют уникальную возможность для глубокого погружения в мир идей, эмоций и культурных контекстов. Развитие познавательных интересов у школьников играет ключевую роль в их общем образовании и помогает формировать личность, способную к критическому анализу и творческому мышлению. В этой статье рассматриваются способы и методы, которые могут помочь учителям развивать познавательные интересы учащихся на уроках литературы.

Познавательные интересы — это стремление учащихся к получению новых знаний и пониманию окружающего мира. Они играют важную роль в образовательном процессе, способствуя активному усвоению материала и формированию самостоятельного мышления. Развитие познавательных интересов на уроках литературы помогает учащимся не только лучше понимать произведения, но и развивать навыки критического анализа, аргументации и выражения своих мыслей.

Литература обогащает внутренний мир человека, помогает ему лучше понимать себя и окружающих, формирует эмоциональную интеллигенцию. Через литературу учащиеся могут исследовать разнообразные темы — от нравственных дилемм до социальных вопросов, что стимулирует их интерес к знаниям и пониманию.

Рассмотрим методы и подходы к развитию познавательных интересов

Интерактивные методы обучения

.

Интерактивные методы, такие как дискуссии, ролевые игры и работа в группах, могут значительно повысить интерес учащихся к литературе. Учащиеся становятся активными участниками процесса, что спос

обствует глубинному пониманию материалов.

Пример

:

Дискуссия

о

произведении

После прочтения произведения можно организовать обсуждение, в ходе которого учащиеся могут высказывать свои мнения и задавать вопросы. Это позволит им не только понять текст на более глубоком уровне, но и развивать навыки аргументации.

Проектная деятельность

.

Проектная деятельность является эффективным способом вовлечения учащихся в процесс изучения литературы. Учащиеся могут работать над проектами, связанными с анализом произведений

, историей их создания или культурным контекстом.

Пример

:

Исследовательский

проект

Ученики могут выбрать автора и провести исследование его жизни и творчества, а затем представить результаты в форме презентации или доклада. Это поможет им углубить свои знания о литературе и развить навыки работы с информацией.

Игровые элементы

.

Внедрение игровых элементов в уроки литературы может сделать процесс обучения более увлекательным и интересным. Игры могут быть использованы для закрепления знаний, а также для разви

тия критического мышления.

Пример

:

Литературный

квест

Создание литературного квеста, где учащиеся должны разгадывать загадки и находить ответы на вопросы, связанные с произведением, может стать отличным способом активизировать их интерес и вовлечь в процесс.

Современные технологии предоставляют множество возможностей для использования мультимедийных ресурсов на уроках литературы. Видео, аудиокниги и презентации могут сделать изучение произведений более наглядным и доступным.

Пример

:

Анализ

экранизации

После прочтения книги учащиеся могут посмотреть ее экранизацию и провести сравнительный анализ, обсуждая, как именно адаптация отразила основные темы и идеи произведения.

Онлайн-ресурсы и платформы

.

Существует множество онлайн-ресурсов, которые могут быть испол

ьзованы для углубленного изучения литературы. Эти платформы могут предоставлять доступ к критическим статьям, интервью с авторами и другим ценным материалам.

Создание эмоционально комфортной атмосферы на уроках литературы играет важную роль в развитии познавательных интересов. Учителя должны поощрять высказывания учащихся, проявляя интерес к их мнению и мыслям.

Роль учителя в развитии познавательных интересов

Мотивация учащихся

.

Учитель играет ключевую роль в формировании познавательных интересов. Его з

адача — создать мотивацию для изучения литературы, вдохновлять учащихся на исследования и творческое выражение.

Обратная связь

.

Регулярная обратная связь позволяет учащимся понимать свои сильные и слабые стороны, а также мотивирует их к дальнейшему развити

ю и углубленному изучению темы.

В заключение можно отметить, что развитие познавательных интересов на уроках литературы — это важная задача, которая требует системного подхода и использования различных методов обучения. Интерактивные методы, проектная деятельность, игровые элементы и мультимедийные ресурсы могут значительно повысить интерес учащихся к литературе и способствовать их интеллектуальному развитию. Создание мотивационной среды и индивидуальный подход к каждому ученику помогут формировать активных и заинтересованных читателей, способных к критическому мышлению и глубокому анализу произведений.

 

Список литературы

Дергунова

Т.А. Технологии литературного развития младших школьников // Вестник

Нижневартовского

государственного университета.

20

20

. № 4.

C. 1-5

Кузнецов С.Ю. Пропаганда чтения в цифровую эпоху: как объединить читателей и завербовать тех, кто еще не читает / С.Ю. Кузнецов // Материалы

VII

Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: пробл

емы и перспективы» / состав.

Е. И.

Кузьмин

, Д. Д.

Игнатова

.

М.:

МЦБС, 20

20

.

С. 22

-30.

Лавлинский

С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-

деятельностный

подход: Учёб. пос. для студентов

филологов. М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 20

19

. 384 с

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×