ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В ПРЕОДОЛЕНИИ МОТОРНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Сунцова Мария Алексеевна, учитель-логопед
ГГОУ Удмуртской Республики «Озоно-Чепецкая школа-интернат»
Аннотация. Статья посвящена применению логопедического массажа и артикуляционной гимнастики в коррекции моторных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются механизмы воздействия этих методов на речевые и двигательные функции, особенности их применения и важность комплексного подхода. Статья раскрывает практические аспекты логопедической работы, направленной на улучшение моторики артикуляционного аппарата у детей с ОВЗ, а также описывает конкретные упражнения и техники массажа.
Ключевые слова: логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, моторные нарушения, дети с ОВЗ, коррекционная работа, логопедия.
Моторные нарушения у детей с ОВЗ часто сопровождаются проблемами в речевом развитии. Дети с такими нарушениями испытывают трудности в артикуляции звуков, контроле движений языка, губ и челюстей, что затрудняет развитие полноценной речи. Одним из эффективных методов коррекционной работы с такими детьми является логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Логопедический массаж помогает улучшить тонус мышц артикуляционного аппарата, способствует нормализации кровообращения и укреплению мышц, отвечающих за речевую моторику. Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности и силы мышц, необходимых для правильного произнесения звуков.
Моторные нарушения у детей с ОВЗ могут иметь различную степень выраженности, но все они оказывают негативное влияние на развитие речевых навыков. Основные проявления моторных нарушений, влияющих на речь, включают:
1. Гипотонус или гипертонус мышц артикуляционного аппарата. Нарушение тонуса мышц может привести к тому, что ребенок не может полноценно управлять движениями губ, языка и челюстей. Это затрудняет артикуляцию звуков и влечет за собой различные речевые дефекты, такие как дислалия, дизартрия и другие.
2. Нарушение координации движений. Дети с ОВЗ часто испытывают трудности в координации движений различных частей артикуляционного аппарата, что затрудняет правильное произнесение звуков.
3. Ограниченная подвижность артикуляционных органов. Недостаточная подвижность языка, губ и челюстей делает невозможным выполнение точных движений, необходимых для артикуляции сложных звуков.
4. Замедленность движений. У детей с моторными нарушениями движения артикуляционного аппарата могут быть замедленными, что также затрудняет быстрое и четкое произнесение звуков.
Логопедический массаж — это метод, направленный на нормализацию мышечного тонуса, улучшение кровообращения и стимуляцию чувствительности мышц артикуляционного аппарата. Основные задачи логопедического массажа заключаются в следующем:
1. Нормализация тонуса мышц. Массаж помогает устранить гипертонус или гипотонус мышц артикуляционного аппарата, что способствует улучшению подвижности языка, губ и челюстей.
2. Стимуляция чувствительности. У детей с моторными нарушениями часто снижен уровень чувствительности артикуляционных органов. Массаж помогает улучшить восприятие ощущений и повысить контроль над движениями.
3. Улучшение кровообращения. Логопедический массаж способствует усилению кровообращения в области лица и шеи, что положительно сказывается на функционировании мышц и их способности к выполнению артикуляционных движений.
4. Укрепление мышц. Регулярное проведение массажа помогает укрепить мышцы артикуляционного аппарата, что особенно важно для детей с мышечной слабостью.
Процедуры массажа могут включать различные техники, такие как вибрация, поглаживание, растирание и разминание. Массаж проводится не только на внешних частях лица, но и внутри ротовой полости, что позволяет целенаправленно воздействовать на мышцы языка и щек. Для проведения логопедического массажа могут использоваться специальные инструменты, такие как логопедические зонды.
Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности и силы мышц артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков. Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его речевых проблем. Основные цели артикуляционной гимнастики:
1. Развитие подвижности языка и губ. Упражнения помогают ребенку научиться контролировать движения языка и губ, что необходимо для правильной артикуляции звуков.
2. Укрепление мышц. Артикуляционные упражнения направлены на укрепление мышц языка, губ и щек, что позволяет ребенку произносить звуки четче и быстрее.
3. Развитие координации движений. Многие упражнения гимнастики направлены на то, чтобы научить ребенка координировать движения различных частей артикуляционного аппарата, что способствует правильной постановке звуков.
4. Формирование правильной артикуляции звуков. Артикуляционная гимнастика помогает ребенку освоить правильное положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звуков, что способствует формированию четкой речи.
Примеры упражнений артикуляционной гимнастики включают такие движения, как «часики» (попеременное перемещение языка вправо и влево), «трубочка» (сжатие губ в плотную трубочку), «лопатка» (расслабленный широкий язык) и другие. Важно, чтобы упражнения выполнялись регулярно, под контролем логопеда и родителей.
Для эффективного преодоления моторных нарушений у детей с ОВЗ необходим комплексный подход, включающий как логопедический массаж, так и артикуляционную гимнастику. Логопедический массаж подготавливает мышцы артикуляционного аппарата к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики, улучшая тонус и чувствительность мышц. В свою очередь, артикуляционная гимнастика помогает закрепить результаты массажа и развить у ребенка навыки правильной артикуляции.
Совместное применение этих методов позволяет улучшить речевые навыки у детей с моторными нарушениями, повысить их уверенность в себе и снизить речевые дефекты. Важно, чтобы коррекционная работа проводилась на регулярной основе и включала как занятия с логопедом, так и самостоятельные упражнения дома.
В заключение отметим, что логопедический массаж и артикуляционная гимнастика являются важными методами в коррекционной работе с детьми, имеющими моторные нарушения артикуляционного аппарата. Их совместное применение способствует нормализации мышечного тонуса, развитию подвижности и силы мышц, что в свою очередь положительно влияет на артикуляцию звуков и развитие речи. Комплексный подход, включающий регулярные занятия с логопедом и самостоятельные упражнения, позволяет достичь значительных успехов в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ.
Список литературы
1. Алексеев, Е. М. Логопедический массаж: методика и техника выполнения. — М.: Академия, 2020.
2. Воробьева, Л. Н. Коррекция моторных нарушений у детей с ОВЗ: комплексный подход. — СПб.: Речь, 2021.
3. Мельникова, А. В. Артикуляционная гимнастика для детей с речевыми нарушениями. — Казань: Просвещение, 2018.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат