Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

«Повышение качества чтения и письма у младших школьников имеющих недостатки в речевом развитии».. Работа №73394

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
«Повышение качества чтения и письма у младших школьников имеющих недостатки в речевом развитии».
Работа:

«Повышение качества чтения и письма у младших школьников имеющих недостатки в речевом развитии».

Количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается с каждым годом, в связи с этим многие исследователи, учёные, логопеды с тали разрабатывать различные методики по устранению разных форм дислексии.

Своевременное выявление этих нарушений чрезвычайно важно для построения работы по коррекции нарушенного механизма.

Работа учителя по коррекции дислексии и повышению качества чтения, должна

строиться с учётом основных принципов :

патогенетический принцип (принцип учёта механизма данного нарушения),

принцип учёта "зоны ближайшего развития" (по Л.С. Выготскому),

принцип опоры на сохранное звено нарушенной функции,

принцип учёта психологической структуры процесса чтения и характера нарушения речевой деятельности,

принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушений чтения,

принцип комплексности,

принцип системности,

принцип

деятельностного

подхода,

принцип поэтапного формирования умственных действий,

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель - оказание помощи обучающимся, имеющим недостатки в звуковом анализе слов, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение овладения навыком чтения и понимания прочитанного, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений чтения).

Задачи:

коррекция произношения (контролировать правильное произношение поставленных логопедом звуков)

последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.

создание платформы для успешного овладения навыком чтения обучающимся, имеющим недостатки в звуковом анализе слов.

Повышение качества чтения у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов возможно только благодаря систематической работе учителя через систему заданий , способствующих формированию навыка правильного чтения.

 

Какие же используются упражнения по закреплению функции фонематического анализа на различных этапах работы

1.Тренировка артикуляционного аппарата

Упражнения: «Окошко», «Заборчик», «Качели», «Часики» и т.д.

2.Выработка правильного дыхания

Упражнения: «Футбол», «Ветряная мельница», «Снегопад», «Листопад» и т.д.

3.Речевая зарядка

 

Упражнения:

1.Дифференциация сходных слогов и слов.

са – за мамя гол – кол

со – зо момё гора – кора

су – зу му – мю игра – икра

 

2. Чтение слогов по подобию.
а о у

на но ну

за зо зу

ла ло лу

При выполнении этого задания учитель должен обращать внимание учащегося на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одним и тем же гласным - положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.

 

3.Чтение слов по подобию.


мак майка Ваня
рак зайка Маня
бак гайка Таня

В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов.

 

4. Чтение слов путем наращивания согласных.

низ — вниз плыл — всплыл чай — чайник

 

бил — вбил плеск — всплеск двор — дворник

 

лез — влез копал — вскопал рыба — рыбак

 

5. Чтение слогов и слов с подготовкой.

а— ан— бон — бант

е— се— сер— серп

о— то— сто — стол — столб

с— то— сто — ит — стоит

з— ва— ли— звали

г— на— гна — ли— гнали

 

6. Чтение слов, полученных путем перестановки букв или отличающихся одной двумя буквами (звуками).

пила — липа карп — парк

палка — лапка гора — рога

кукла — кулак рыбак — рыбка

волос — слово ручка — круча

7. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем.

сад — садик ход — выход

яма — ямка копал — копнул

решила — решала купал — купался

 

8. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные
корни.

накормил унёс

напилил увёз

намазал увёл

 

9.Чтение скороговорок, двустиший с отработанными слоговыми структурами.

Марина грибы мариновала,

Марина малину перебирала.

* * *

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

* * *

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивает шишку.

 

 -Развитие фонематического восприятия.

Упражнения: «Топни, хлопни», «Покажи символ», «Повтори за мной»

 

Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.

Упражнения: «Определи место звука в слове», «Придумай слово с определенным количеством звуков», «Выбери картинку»

 

Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие

Упражнения: «Отыскивать в схеме определённое слово», «Корректурная проба», «Преобразуй слово»

 

-Игры со звуками

«Добавь звук»

Получится новое слово, если к этому слову добавить звук К:

Вол – вол(К), рыба - …, моря - …, завтра - …, пар - …

 

Какое новое слово получится, если добавить звук Т:

Спор – спор(Т), бор - …, бра - …, сор - …, стар - …

 

Вставьте в слово после первого звука Л:

Кок – к(Л)ок, пот - …, бок - …, сон - …, куб - …,

Сова - …, кубок - …, сух - …, газ - …, пан - …

 

Вставить в слово после первого звука Р:

Ковать – к(Р)овать, кошка - …, топка - …, такт - …, дама - …, кот - …, битва - …, тон - …,гаммы - …, каска - …,пуд - …,

сок - …, койка - …, мак - …

 

«Отними звук»

Какое слово получится, если убрать первый звук:

Косы – осы, крот - …, смех - …, гром - …, шмель - …,

зверь - …, клей - …, скот - …, плуг - …, укол - …

 

«Кто больше?»

Предложите ребенку придумывать слова, в которых есть (например) звук С. Можно чтобы этот звук был бы и в начале слова и в середине или в конце.

Затем задание можно усложнить, ограничивая наличие звука:

В начале слова – сахар, слон, сумка;

в середине – миска, мост, маска;

в конце слова – овес, автобус, насос.

За правильный ответ – фишка. В конце игры подсчитывается результат и выявляется победитель.

Аналогично можно играть и с другими звуками.

«Чем отличаются слова»

Дети слушают пары слов: (кит – кот, жук – сук, шар – шарф, Маша – каша, горка – норка и т.д.). Нужно определить разницу в звучании этих слов.

 

Планируемые результаты личностные

- Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению
Использование инновационных методик и технологий:
- развивающего обучения;

игровые технологии

здоровье-сберегающие технологии

личностно-ориентированное обучение

-информационно-коммуникативные технологии

-использование ИКТ

ВЫВОД: Устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладевать и навыками звукослогового анализа и синтеза, усваивать грамоту. В школьном возрасте возникающие трудности овладения звукослоговым анализом и синтезом слов часто приводят к дисграфии.

В процессе коррекционных занятий по формированию звукослогового анализа и синтеза надо создавать широкие возможности для самостоятельной деятельности детей, побуждать их активно и заинтересованно преодолевать имеющиеся дефекты, учить контролировать свою речь, письмо и чтение, видеть ошибки товарищей, грамотно писать и правильно читать.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×