«Повышение качества чтения и письма у младших школьников имеющих недостатки в речевом развитии».
Количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается с каждым годом, в связи с этим многие исследователи, учёные, логопеды с тали разрабатывать различные методики по устранению разных форм дислексии.
Своевременное выявление этих нарушений чрезвычайно важно для построения работы по коррекции нарушенного механизма.
Работа учителя по коррекции дислексии и повышению качества чтения, должна
строиться с учётом основных принципов :
патогенетический принцип (принцип учёта механизма данного нарушения),
принцип учёта "зоны ближайшего развития" (по Л.С. Выготскому),
принцип опоры на сохранное звено нарушенной функции,
принцип учёта психологической структуры процесса чтения и характера нарушения речевой деятельности,
принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушений чтения,
принцип комплексности,
принцип системности,
принцип
деятельностного
подхода,
принцип поэтапного формирования умственных действий,
Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель - оказание помощи обучающимся, имеющим недостатки в звуковом анализе слов, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение овладения навыком чтения и понимания прочитанного, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений чтения).
Задачи:
коррекция произношения (контролировать правильное произношение поставленных логопедом звуков)
последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.
создание платформы для успешного овладения навыком чтения обучающимся, имеющим недостатки в звуковом анализе слов.
Повышение качества чтения у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов возможно только благодаря систематической работе учителя через систему заданий , способствующих формированию навыка правильного чтения.
Какие же используются упражнения по закреплению функции фонематического анализа на различных этапах работы
1.Тренировка артикуляционного аппарата
Упражнения: «Окошко», «Заборчик», «Качели», «Часики» и т.д.
2.Выработка правильного дыхания
Упражнения: «Футбол», «Ветряная мельница», «Снегопад», «Листопад» и т.д.
3.Речевая зарядка
Упражнения:
1.Дифференциация сходных слогов и слов.
са – за ма – мя гол – кол
со – зо мо – мё гора – кора
су – зу му – мю игра – икра
2. Чтение слогов по подобию.
а о у
на но ну
за зо зу
ла ло лу
При выполнении этого задания учитель должен обращать внимание учащегося на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одним и тем же гласным - положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.
3.Чтение слов по подобию.
мак майка Ваня
рак зайка Маня
бак гайка Таня
В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов.
4. Чтение слов путем наращивания согласных.
низ — вниз плыл — всплыл чай — чайник
бил — вбил плеск — всплеск двор — дворник
лез — влез копал — вскопал рыба — рыбак
5. Чтение слогов и слов с подготовкой.
а— ан— бон — бант
е— се— сер— серп
о— то— сто — стол — столб
с— то— сто — ит — стоит
з— ва— ли— звали
г— на— гна — ли— гнали
6. Чтение слов, полученных путем перестановки букв или отличающихся одной двумя буквами (звуками).
пила — липа карп — парк
палка — лапка гора — рога
кукла — кулак рыбак — рыбка
волос — слово ручка — круча
7. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем.
сад — садик ход — выход
яма — ямка копал — копнул
решила — решала купал — купался
8. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные
корни.
накормил унёс
напилил увёз
намазал увёл
9.Чтение скороговорок, двустиший с отработанными слоговыми структурами.
Марина грибы мариновала,
Марина малину перебирала.
* * *
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
* * *
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивает шишку.
-Развитие фонематического восприятия.
Упражнения: «Топни, хлопни», «Покажи символ», «Повтори за мной»
- Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Упражнения: «Определи место звука в слове», «Придумай слово с определенным количеством звуков», «Выбери картинку»
- Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие
Упражнения: «Отыскивать в схеме определённое слово», «Корректурная проба», «Преобразуй слово»
-Игры со звуками
«Добавь звук»
Получится новое слово, если к этому слову добавить звук К:
Вол – вол(К), рыба - …, моря - …, завтра - …, пар - …
Какое новое слово получится, если добавить звук Т:
Спор – спор(Т), бор - …, бра - …, сор - …, стар - …
Вставьте в слово после первого звука Л:
Кок – к(Л)ок, пот - …, бок - …, сон - …, куб - …,
Сова - …, кубок - …, сух - …, газ - …, пан - …
Вставить в слово после первого звука Р:
Ковать – к(Р)овать, кошка - …, топка - …, такт - …, дама - …, кот - …, битва - …, тон - …,гаммы - …, каска - …,пуд - …,
сок - …, койка - …, мак - …
«Отними звук»
Какое слово получится, если убрать первый звук:
Косы – осы, крот - …, смех - …, гром - …, шмель - …,
зверь - …, клей - …, скот - …, плуг - …, укол - …
«Кто больше?»
Предложите ребенку придумывать слова, в которых есть (например) звук С. Можно чтобы этот звук был бы и в начале слова и в середине или в конце.
Затем задание можно усложнить, ограничивая наличие звука:
В начале слова – сахар, слон, сумка;
в середине – миска, мост, маска;
в конце слова – овес, автобус, насос.
За правильный ответ – фишка. В конце игры подсчитывается результат и выявляется победитель.
Аналогично можно играть и с другими звуками.
«Чем отличаются слова»
Дети слушают пары слов: (кит – кот, жук – сук, шар – шарф, Маша – каша, горка – норка и т.д.). Нужно определить разницу в звучании этих слов.
Планируемые результаты личностные
- Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению
Использование инновационных методик и технологий:
- развивающего обучения;
игровые технологии
здоровье-сберегающие технологии
личностно-ориентированное обучение
-информационно-коммуникативные технологии
-использование ИКТ
ВЫВОД: Устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладевать и навыками звукослогового анализа и синтеза, усваивать грамоту. В школьном возрасте возникающие трудности овладения звукослоговым анализом и синтезом слов часто приводят к дисграфии.
В процессе коррекционных занятий по формированию звукослогового анализа и синтеза надо создавать широкие возможности для самостоятельной деятельности детей, побуждать их активно и заинтересованно преодолевать имеющиеся дефекты, учить контролировать свою речь, письмо и чтение, видеть ошибки товарищей, грамотно писать и правильно читать.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат