Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Методы формирования учебной мотивации у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного класса. Работа №73397

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Методы формирования учебной мотивации у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного класса
Работа:

Методы формирования учебной мотивации у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного класса

 

Мутагарова Гульнара Кашаповна, учитель-дефектолог

МБОУ СОШ №32, г. Сургут

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются методы формирования учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного класса. Обсуждаются важность мотивации для успешного обучения, подходы, способствующие её развитию, а также практические примеры использования различных методов. Статья направлена на помощь учителям-дефектологам в создании благоприятной образовательной среды для детей с ОВЗ, обеспечивающей их активное участие в учебном процессе.

Ключевые слова: учебная мотивация, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивный класс, методы, педагогические подходы.

 

Формирование учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой одну из главных задач учителя-дефектолога в условиях инклюзивного образования. Мотивация является движущей силой, которая способствует активному участию детей в учебном процессе, позволяет преодолевать трудности и добиваться поставленных целей. В условиях инклюзивного класса, где обучаются дети с различными нарушениями, важно применять индивидуализированные подходы и методы, способствующие развитию положительного отношения к обучению. Рассмотрим некоторые из таких методов более подробно.

Одним из наиболее эффективных способов формирования учебной мотивации является использование игровых технологий. Игровая деятельность обладает высокой степенью привлекательности для детей, особенно для младшего школьного возраста. Включение игровых элементов в уроки позволяет сделать обучение более интересным и увлекательным. Например, учитель может организовать занятия в форме ролевых игр, где дети, выполняя различные роли, учатся взаимодействовать друг с другом и развивают коммуникативные навыки. Важно, чтобы задания были адаптированы под уровень возможностей каждого ребенка, что обеспечит их активное участие и успех.

Кроме того, использование игровых технологий может быть направлено на развитие различных навыков. Например, на уроках математики можно проводить игры, в которых дети выполняют задания на сложение и вычитание в формате соревнования. Это не только сделает процесс обучения более интересным, но и позволит детям с ОВЗ почувствовать себя успешными, что в свою очередь повысит их мотивацию. Учитель может использовать карточки с заданиями, которые дети будут разгадывать в группах, обсуждая ответы и помогая друг другу. Такой подход способствует созданию дружеской атмосферы и взаимопомощи, что крайне важно для детей с ОВЗ.

Другим важным методом формирования мотивации является использование положительной обратной связи. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто сталкиваются с трудностями в учебе, что может негативно сказываться на их самооценке и мотивации. Учителю необходимо регулярно отмечать успехи каждого ученика, даже если они небольшие. Например, после выполнения задания можно похвалить ребенка за старание, за проявленную активность или за креативный подход к решению проблемы. Это создает у детей ощущение значимости и повышает их уверенность в себе. Важно, чтобы похвала была искренней и конкретной, что поможет детям понять, за что именно они получают признание.

В условиях инклюзивного класса также важно создать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи среди учащихся. Разнообразие в классном коллективе может быть использовано как ресурс для формирования мотивации. Дети с ОВЗ могут учиться у своих сверстников, получая поддержку и помощь в освоении материала. Учитель может организовать групповые занятия, где каждый ребенок будет выполнять задания в зависимости от своих возможностей, а более сильные ученики смогут помогать тем, кто испытывает трудности. Например, в процессе работы над проектом по окружающему миру ученики могут совместно исследовать тему и представлять свои находки, что способствует развитию командного духа и взаимопомощи.

Важно также учитывать интересы и предпочтения детей при планировании учебной деятельности. Учитель может проводить опросы или беседы, чтобы выяснить, какие темы вызывают наибольший интерес у учеников. Интеграция интересов детей в учебный процесс помогает сделать занятия более актуальными и значимыми для них. Например, если группа детей интересуется животными, учитель может организовать проект по изучению различных видов животных, что позволит ребятам проявить свои знания и навыки, а также повысит их интерес к обучению.

Не менее значимым аспектом является использование визуальных и наглядных материалов. Дети с ОВЗ могут испытывать трудности в восприятии информации, поэтому использование различных пособий, рисунков, схем и диаграмм помогает упростить процесс обучения. Например, на уроках чтения можно использовать картинки к текстам, чтобы визуализировать содержание. Также можно применять электронные ресурсы, интерактивные доски и презентации, что сделает уроки более динамичными и интересными. Визуальные материалы способны удерживать внимание детей, способствуя лучшему усвоению информации.

Помимо этого, эффективным способом формирования учебной мотивации является создание системы поощрений. Разработка программ награждения за достижения в учебе может значительно повысить интерес детей к занятиям. Например, можно вводить «звездочки» или «баллы» за выполненные задания, участие в мероприятиях или помощь товарищам. Награды могут быть как материальными, так и нематериальными, например, дополнительное время для игр, выход на перемену в более поздний срок или выбор темы следующего проекта. Это позволяет детям чувствовать себя более вовлеченными в учебный процесс и мотивирует их на достижение новых результатов.

Важно также уделять внимание социальным аспектам формирования мотивации. Дети с ОВЗ часто испытывают трудности в общении и взаимодействии со сверстниками. Учителю следует создать условия для формирования дружеских отношений между детьми. Организация совместных мероприятий, конкурсов, праздников и других активностей поможет детям сблизиться и создать положительный эмоциональный фон в классе. Например, можно провести спортивные соревнования или творческие конкурсы, где все дети смогут проявить свои способности и почувствовать себя частью команды.

Наконец, одним из самых эффективных методов формирования учебной мотивации является индивидуальный подход к каждому ребенку. Понимание его потребностей, интересов и трудностей позволяет разработать персонализированную программу обучения, которая будет максимально соответствовать его возможностям и запросам. Например, если ребенок имеет сложности с математикой, учитель может предложить ему дополнительные занятия или специальные игры, направленные на развитие математических навыков. Такой подход создает у детей ощущение поддержки и помогает им справляться с возникающими трудностями.

В заключение, методы формирования учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного класса разнообразны и требуют творческого подхода от учителя. Игровые технологии, положительная обратная связь, создание атмосферы сотрудничества, использование интересов детей, визуальные материалы, системы поощрений и индивидуальные подходы – все это способствует активному участию детей в учебном процессе и развитию их мотивации. Понимание уникальности каждого ребенка и создание поддерживающей образовательной среды являются залогом успешного формирования учебной мотивации, что, в свою очередь, ведет к успешному обучению и социализации детей с ОВЗ.

 

 

Список литературы

Гнездилова О. Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. — 2016. — № 4. — С. 61–65.

Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ». Методическое пособие. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2018

Русинова С. В. Применение компьютерных инструментов развивающего и коррекционно-направленного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья //

Kant

. 2020. № 2 (35). С. 310-313.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×