МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Рунова Наталья Александровна, учитель
МБОУ СОШ № 14 г Кузнецка имени 354-й Калинковичской ордена Ленина, Краснознаменной, ордена Суворова стрелковой дивизии
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению методов активного обучения на уроках немецкого языка в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Описываются основные подходы к активизации учебного процесса, их роль в повышении мотивации и эффективности обучения. Приводятся примеры использования данных методов на практике, а также даются рекомендации для их внедрения в уроки немецкого языка.
Ключевые слова: активные методы обучения, уроки немецкого языка, ФГОС, интерактивное обучение, языковая практика.
Современная образовательная среда в условиях внедрения ФГОС требует от учителя применения разнообразных методов и форм обучения, направленных на активизацию деятельности учеников. Задача учителя иностранного языка, в частности немецкого, состоит не только в передаче знаний, но и в создании условий для их активного применения и самостоятельного поиска решений. Это особенно актуально для формирования коммуникативных навыков, что требует новых подходов, обеспечивающих глубокое погружение в языковую среду и активное участие учеников на каждом этапе урока.
Методы активного обучения предполагают вовлечение учащихся в процесс через взаимодействие, практические задания, самостоятельные исследования и обсуждения. Они позволяют развивать критическое мышление, повышать интерес к изучению языка и создавать условия для усвоения материала не только на уровне запоминания, но и его осмысления и применения на практике.
Одним из популярных методов активного обучения на уроках немецкого языка является игровой метод. Он включает в себя использование ролевых игр, лингвистических квестов, драматизаций, которые помогают ученикам погружаться в ситуации реального общения. Игровая деятельность мотивирует детей использовать иностранный язык в контексте, что способствует более глубокому усвоению лексики и грамматики. Например, постановка ролевой ситуации "в магазине" или "на вокзале" помогает учащимся запомнить ключевые фразы и выражения в рамках определенной темы, а также отработать их в диалоге с другими учениками.
Еще одним эффективным методом является метод проектов, который способствует активному включению учеников в самостоятельную исследовательскую работу. Проектная деятельность помогает развивать навыки поиска, анализа и презентации информации на немецком языке. Например, ученики могут готовить проекты на тему культурных особенностей немецкоговорящих стран, создавая презентации, видеоролики или даже подкасты. Проекты дают возможность ученикам использовать язык не только в рамках учебных заданий, но и в более широкой, творческой форме, что усиливает их мотивацию и интерес к предмету.
Интерактивные технологии также играют важную роль в активном обучении. С развитием цифровых ресурсов учителя могут интегрировать различные интерактивные платформы и приложения, которые помогают организовать обучение в игровой форме, а также предоставляют возможность мгновенной обратной связи. Интерактивные тесты, онлайн-игры и задания способствуют не только проверке знаний, но и их закреплению в непринужденной форме. Кроме того, они позволяют вовлекать учеников в соревновательный процесс, что усиливает их заинтересованность в изучении немецкого языка.
Метод дискуссий и дебатов также относится к активным методам обучения и является эффективным инструментом развития языковых навыков. Этот метод побуждает учащихся высказывать свое мнение на иностранном языке, аргументировать свою точку зрения и отстаивать ее в диалоге с другими учениками. Дискуссии на уроках немецкого языка могут охватывать как общественные и культурные темы, так и учебные вопросы, что позволяет расширять словарный запас и развивать способность к спонтанной речи.
Важной частью активного обучения является использование кооперативных методов. Это может быть работа в парах, малых группах или командная деятельность. Ученики, работая в группе, учатся не только применять язык, но и взаимодействовать с партнерами, что развивает навыки кооперации и коммуникации. Совместная работа над выполнением задания, созданием проекта или решением задачи помогает детям усваивать материал быстрее и глубже, так как они получают возможность обсудить и обменяться идеями.
Реализация ФГОС предполагает формирование у учащихся не только предметных знаний, но и метапредметных компетенций, таких как самостоятельность, ответственность, умение работать в команде. Методы активного обучения напрямую способствуют развитию этих компетенций. Ученики становятся более ответственными за свой учебный процесс, учатся организовывать время, принимать решения и осмысленно подходить к решению задач. Включение активных методов в уроки немецкого языка помогает развивать не только языковые навыки, но и общую учебную активность и самостоятельность.
Таким образом, методы активного обучения являются важным инструментом реализации ФГОС на уроках немецкого языка. Они помогают сделать процесс обучения более увлекательным, вовлекающим и результативным. Учителя, применяющие активные методы, способствуют повышению мотивации учеников и развитию их коммуникативных и когнитивных навыков, что особенно важно для формирования устойчивого интереса к изучению иностранного языка.
Список литературы
Боровская Е.Н. Активные методы обучения на уроках немецкого языка (из опыта работы по реализации ФГОС)
// Образовательный альманах. – 2019. - №03 (17). – С. 74-77.
Иванова М
.
К
.
Современные интерактивные средства в процессе обучения иностранному языку в школе // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-interaktivnye-sredstva-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-shkole (дата обращения: 23.10.2024).
Прихода Т
.
Е
.
,
Гунашян
Л
.
М
.
Использование методов активного обучения как условие формирования общих компетенций обучающихся при изучении иностранного языка
// Инновационное развитие профессионального образования. 2020. №4 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metodov-aktivnogo-obucheniya-kak-uslovie-formirovaniya-obschih-kompetentsiy-obuchayuschihsya-pri-izuchenii (дата обращения: 23.10.2024).
Филиппова А
.
А
.
,
Мишланова
С
.
Л
.
, Заседателева М
.
Г
.
Современный урок иностранного языка: типология, характеристика, проектирование // Евразийский гуманитарный журнал. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-urok-inostrannogo-yazyka-tipologiya-harakteristika-proektirovanie (дата обращения: 23.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат