ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ
Третьякова Ирина Константиновна, учитель-логопед
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ачинская школа №3»
Аннотация: Статья посвящена использованию игровых технологий в коррекции речевых нарушений у школьников. Игровая деятельность является эффективным средством формирования и развития речевых навыков, а также повышения мотивации и интереса к обучению. В статье рассматриваются основные виды игр, подходящих для работы с детьми с речевыми нарушениями, их влияние на процесс коррекции и примеры реализации игровых технологий на занятиях логопеда. Подчеркивается значимость индивидуального подхода к каждому ребенку и необходимость создания комфортной и доверительной атмосферы для успешного обучения.
Ключевые слова: логопедия, речевые нарушения, игровые технологии, коррекция, мотивация, школьники.
Использование игровых технологий в коррекции речевых нарушений у школьников становится всё более актуальным в современных условиях образования. Игры, будучи естественной и привлекательной формой деятельности для детей, способны значительно повысить интерес к обучению и активизировать познавательную активность. Важно отметить, что игровая деятельность может быть не только увлекательной, но и эффективно направленной на решение специфических задач, связанных с развитием речи.
Игровые технологии в логопедической практике включают в себя разнообразные виды деятельности, такие как настольные игры, ролевые игры, подвижные игры и компьютерные технологии. Каждая из этих категорий может быть адаптирована для работы с детьми, имеющими речевые нарушения, и направлена на достижение определенных коррекционных целей.
Первым шагом в использовании игровых технологий является определение индивидуальных потребностей каждого ребенка. Важно учитывать уровень развития речи, тип и степень речевого нарушения, а также интересы и предпочтения школьника. Это позволит логопеду выбрать наиболее подходящие игры и методы работы. Например, для детей с дислалией могут быть разработаны специальные настольные игры, в которых необходимо правильно произносить слова и выполнять задания на артикуляцию.
В ролевых играх школьники могут разыгрывать различные ситуации, что помогает им не только улучшить речевые навыки, но и развить социальные навыки, умение взаимодействовать с окружающими. Ролевые игры могут включать такие сценарии, как "посещение магазина", "врач и пациент", "путешествие". Эти игры создают условия для активного общения и позволяют детям на практике применять речевые навыки в разных контекстах.
Подвижные игры также играют важную роль в коррекции речевых нарушений. Такие игры не только способствуют развитию моторики, но и создают возможности для речевой активности. Например, игра "Передай мяч" может быть адаптирована для работы над правильным произношением звуков или слов. Каждый ребенок, получая мяч, должен произнести определенное слово или звук, прежде чем передать его следующему игроку. Это способствует как развитию речи, так и сплочению группы.
Компьютерные технологии также становятся все более популярными в логопедической практике. Существуют различные обучающие программы и приложения, которые используют игровые элементы для обучения детей. Они позволяют детям учиться в увлекательной форме, а также контролировать свои успехи. Логопед может использовать такие программы как дополнительный инструмент на занятиях, что сделает обучение более разнообразным и интересным.
Важно отметить, что использование игровых технологий требует от логопеда гибкости и креативности. Необходимо постоянно адаптировать и модифицировать игры, учитывая особенности группы и индивидуальные потребности детей. Кроме того, важно вовлекать родителей в игровой процесс, объясняя им, как они могут поддерживать речевое развитие детей дома через игры. Например, родители могут быть научены простым играм и упражнениям, которые они смогут проводить с детьми в свободное время, что способствует укреплению навыков, полученных на занятиях.
Психологический климат в группе также играет важную роль в успешности коррекционного процесса. Игры создают атмосферу доверия и сотрудничества, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и имеет возможность проявить себя. Логопед должен стремиться к созданию позитивной и дружелюбной атмосферы, в которой дети будут мотивированы к общению и обучению. Эмоциональная поддержка и похвала от логопеда могут значительно повысить уверенность ребенка в своих силах и стимулировать его желание участвовать в играх.
Помимо этого, регулярная рефлексия результатов игровой деятельности помогает логопеду отслеживать прогресс каждого ребенка и вносить необходимые коррективы в процесс обучения. Важно обсуждать с детьми их ощущения от игры, успехи и трудности, что позволит лучше понять, какие аспекты требуют дополнительной работы, а какие навыки уже развиты.
Таким образом, использование игровых технологий в коррекции речевых нарушений у школьников представляет собой эффективный подход, который способствует не только речевому развитию, но и общей социализации детей. Игры делают процесс обучения увлекательным и доступным, помогая детям с речевыми нарушениями не только преодолевать свои трудности, но и развивать уверенность в себе и свои коммуникативные навыки. Логопеды, интегрируя игровые методы в свою практику, могут значительно повысить качество коррекционного процесса и добиться более высоких результатов в развитии речевых способностей у своих учеников.
Список литературы
Коробченко Т
.
В
.
, Розова Ю
.
Е
.
Использование интерактивной доски на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. 2015. №S23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnoy-doski-na-logopedicheskih-zanyatiyah-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 18.10.2024).
Подкохо
, Ю. А. Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе / Ю. А.
Подкохо
. —
Текст :
непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3 (13). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2395/ (дата обращения: 18.10.2024).
Самарская Т
.
А
.
Игра - важнейший фактор в обучении детей с отклонением в развитии // Проблемы педагогики. 2017. №2 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-vazhneyshiy-faktor-v-obuchenii-detey-s-otkloneniem-v-razvitii (дата обращения: 18.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат