Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Использование проектных задач в начальной школе как способ формирования и развития функциональной грамотности у младших школьников. Работа №73422

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Использование проектных задач в начальной школе как способ формирования и развития функциональной грамотности у младших школьников
Работа:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Марварова Гульнара Дамировна, учитель начальных классов

МБОУ «Многопрофильная школа № 181» Советского района г. Казани

 

Аннотация. В статье рассматривается роль проектных задач в формировании и развитии функциональной грамотности у младших школьников. Описываются основные принципы проектной деятельности, примеры проектных задач и их влияние на учебный процесс. Обсуждаются преимущества использования проектного метода в обучении, включая развитие критического мышления, креативности и навыков сотрудничества.

Ключевые слова: проектные задачи, функциональная грамотность, начальная школа, младшие школьники, обучение, критическое мышление.

 

Современное образование требует от учеников не только усвоения знаний, но и умения применять их в реальных жизненных ситуациях. Формирование функциональной грамотности, включающей в себя навыки чтения, письма, математического и критического мышления, становится важной задачей для учителей начальных классов. В этом контексте проектные задачи выступают как один из наиболее эффективных способов активизации учебного процесса и формирования необходимых компетенций у младших школьников.

Проектная деятельность позволяет детям работать над задачами, которые имеют практическое значение и соотносятся с их жизненным опытом. Например, проект, связанный с изучением экологии, может быть реализован в форме создания школьного сада. Учащиеся могут исследовать, какие растения лучше всего растут в их регионе, составить план ухода за садом и, наконец, высадить выбранные культуры. Такой проект требует от детей не только знаний о растениях, но и умения работать в команде, распределять обязанности и решать возникшие проблемы. В процессе работы они учатся планировать, анализировать результаты, что в свою очередь развивает их функциональную грамотность.

Проектные задачи также могут быть связаны с изучением различных профессий. Например, учащиеся могут провести исследование на тему «Профессии, которые нас окружают». Каждый ребенок может выбрать профессию, которая его интересует, и собрать информацию о ней: каковы основные обязанности, какие навыки необходимы, и чем эта профессия важна для общества. Затем дети могут представить свои исследования в форме презентаций, плакатов или даже театрализованных сценок. Этот процесс не только развивает исследовательские навыки, но и способствует формированию навыков публичного выступления и критического мышления.

Важным аспектом проектной деятельности является возможность интеграции различных предметов. Например, проект на тему «Мир вокруг нас» может объединять знания из разных дисциплин. Дети могут изучать местные растения и животных, составлять карты своих прогулок, а затем писать рассказы о своих открытиях. Такой подход позволяет детям видеть взаимосвязи между различными дисциплинами и развивает их системное мышление.

Кроме того, проектные задачи способствуют развитию навыков сотрудничества и коммуникации. Работа в группе учит детей уважать мнение других, аргументировать свои идеи и приходить к общему решению. Например, в проекте «Кулинарные традиции разных стран» ученики могут работать в группах, исследуя кухню различных народов, готовя блюда и делясь своими впечатлениями. Это не только расширяет их культурный кругозор, но и создает условия для практики языковых навыков.

Использование проектных задач в обучении также позволяет учителям отслеживать прогресс каждого ученика. В процессе работы над проектом дети могут демонстрировать свои достижения в разных формах: от письменных отчетов до креативных представлений. Это помогает учителю лучше понять сильные и слабые стороны каждого ученика, а также адаптировать подход к обучению в зависимости от потребностей класса.

Важно, чтобы проектные задачи были доступны для понимания и выполнения. Учителям следует учитывать уровень подготовки детей и предлагать задания, которые будут вызывать у них интерес и желание учиться. Например, начав с небольших и простых проектов, можно постепенно усложнять задания, увеличивая степень ответственности и самостоятельности учащихся.

Не менее важно создать атмосферу поддержки и доверия, в которой каждый ребенок сможет свободно выражать свои идеи и мысли. Воспитание чувства уверенности в своих силах — это один из ключевых факторов успешного выполнения проектных задач. Учителя могут поощрять детей за активное участие и креативные решения, что будет способствовать их мотивации к обучению.

Таким образом, использование проектных задач в начальной школе становится эффективным инструментом формирования функциональной грамотности у младших школьников. Этот подход позволяет развивать критическое мышление, креативность и навыки сотрудничества, а также интегрировать знания из различных областей. Проектная деятельность помогает детям увидеть связь между учебой и реальной жизнью, что в свою очередь способствует более глубокому усвоению материала. В результате, младшие школьники становятся более уверенными в себе, самостоятельными и готовыми к дальнейшему обучению. Воспитание функционально грамотного человека начинается именно в начальной школе, и проектные задачи играют в этом процессе важнейшую роль.

 

Список литературы

Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения: «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т.1, №4 (61), С.13-33.

Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. Москва: Вентана-граф, 2018. 286 с.

Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 20

2

1. 176 с.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×