Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся начальных классов. Работа №73434

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся начальных классов
Работа:

РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

Бабарицкая Ирина Викторовна, учитель начальных классов

МБОУ "Средняя школа №9", Камчатский край, г. Вилючинск

 

Аннотация. Статья посвящена значению работы с текстом в процессе формирования читательской грамотности у учащихся начальных классов. Рассматриваются основные подходы к работе с разными типами текстов, включающими художественные, публицистические и научно-популярные жанры. Описываются методы и приемы, способствующие развитию навыков критического мышления, умения интерпретировать и анализировать текстовую информацию.

Ключевые слова: читательская грамотность, работа с текстом, начальные классы, методы обучения, критическое мышление.

 

В современном образовательном процессе читательская грамотность становится одной из ключевых компетенций, необходимой для успешного обучения и жизни в информационном обществе. Она включает в себя умения находить, понимать, интерпретировать и критически осмысливать текстовую информацию. Работа с текстом в начальных классах требует системного подхода и творческих усилий со стороны учителя, поскольку именно в этот период закладываются основы грамотного чтения и анализа.

Работа с текстом является важным элементом формирования читательской грамотности. Она закладывает основы понимания структуры текста, тематики и стиля. Ключевые аспекты работы с текстами включают:

Понимание содержания: Ученики учатся осмысливать прочитанное, выделять основные мысли и идеи. С этой целью можно проводить вопросы на понимание, обсуждения в группах и индивидуальные задания.

Анализ структуры: Работа с разными жанрами текстов помогает учащимся осознать, как различаются их структура и элементы. Это способствует более глубокому пониманию прочитанного.

Критическое восприятие: Учащиеся развивают навыки критического мышления, что позволяет им не только воспринимать информацию, но и задавать вопросы, искать доказательства и формулировать собственные выводы.

Подходы к работе с текстами

1. Использование художественных текстов

Художественная литература является важным инструментом формирования читательской грамотности, поскольку она не только развивает воображение, но и позволяет учащимся сопоставлять разные жизненные ситуации и эмоции. Эффективные методы работы с художественными текстами включают:

Чтение вслух и обсуждение: Чтение вслух помогает развивать фонематическое восприятие, а обсуждение текста позволяет углубить понимание. После прочтения можно организовать обсуждение, ставя вопросы о чувствах героев, мотивах их действий и возможных альтернативных исходах событий.

Создание ролевых игр: Ученики могут взять на себя роли персонажей, что способствует более глубокому пониманию мотиваций и конфликтов внутри текста.

2. Работа с публицистическими текстами

Публицистические тексты развивают у учащихся навыки анализа и критического мышления. Методы работы могут включать:

Сравнительный анализ: Различные статьи на одну тему позволяют сравнить различные точки зрения и осознанно подойти к вопросу, оценить аргументы и контраргументы.

Создание собственных текстов: Учащиеся могут писать собственные статьи или заметки по изучаемым темам. Это поможет им не только лучше понять текст, но и развить умение излагать свои мысли.

3. Использование научно-популярных текстов

Научно-популярные тексты обогащают знаниями о мире, развивают умение работать с информацией. Эффективные методы работы:

Проектная деятельность: Проекты, связанные с темами из научно-популярных текстов, позволяют учащимся применять полученные знания на практике. Примеры могут включать создание постеров, исследовательских работ или презентаций.

Интерактивные задания: Использование онлайн-ресурсов для создания тестов, викторин и мультимедийных материалов помогает удерживать интерес учащихся и углубляет понимание темы.

Роль учителя в формировании читательской грамотности

Учитель играет ключевую роль в процессе формирования читательской грамотности. Он должен не только передавать знания, но и создавать атмосферу, способствующую развитию интереса к чтению. Эффективные стратегии для учителей включают:

Обогащение библиотечного фонда: Педагог должен стремиться включить в учебный процесс разнообразные тексты, чтобы привлечь внимание учеников.

Формирование позитивной атмосферы: Учитель должен поощрять любопытство и создавать условия для свободного обсуждения, где каждый ученик может высказать своё мнение.

Постоянное самообразование: Успех в формировании читательской грамотности неизбежно связан с профессиональным развитием учителя, его знанием современных методов и тенденций в области обучения.

Работа с текстом является основным способом формирования читательской грамотности у учащихся начальных классов. Реализация разнообразных подходов и методов позволяет создать эффективную образовательную среду, которая будет стимулировать интерес учеников к чтению и развитию критического мышления. Важно помнить, что читательская грамотность – это навык, который требует времени, практики и поддержки со стороны учителей. Чем более увлекательным и разнообразным будет обучение, тем выше вероятность, что ученики не только научатся читать, но и полюбят это занятие на всю жизнь.

 

Список литературы

Балыкина В. Д., Спесивцева О. А. Формирование читательской грамотности

как условие повышения качества образования младших

школьников // Теория и практика современной науки. 2020. №5 (59).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-kak-uslovie-povysheniya-kachestva-obrazovaniya-mladshihshkolni

kov

Мороз, А. М. Читательская грамотность младших школьников / А. М. Мороз. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 412-414. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113491/

Ядгарова

Амина

Мухаммадовна

Развитие навыков смыслов

ого чтения и работы с текстом учащихся начального класса // Вопросы науки и образования. 2020. №11 (95).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-navykov-smyslovogo-chteniya-i-raboty-s-tekstom-uchaschihsya-nachalnogo-klassa

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×