Психологическая поддержка неговорящих детей: как создать комфортные условия для речевого развития
Федоркина Марина Сергеевна, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 ст. Новодмитриевская МО Северский район
Аннотация. Статья посвящена вопросам психологической поддержки неговорящих детей в процессе их речевого развития. Рассматриваются важные аспекты создания комфортных условий для обучения, включая эмоциональную атмосферу, подходы к взаимодействию с детьми, а также стратегии работы с родителями. Описываются методы, которые помогут логопедам и воспитателям создать благоприятные условия для запуска речи у детей с речевыми нарушениями. Приводятся примеры успешного применения данных подходов на практике, а также рекомендации для создания поддерживающей среды.
Ключевые слова: психологическая поддержка, неговорящие дети, речевое развитие, комфортные условия, логопедия, эмоциональная атмосфера, взаимодействие, родители.
Работа с неговорящими детьми требует от логопедов не только знаний о методах обучения, но и умения создавать комфортную эмоциональную среду, способствующую развитию речевых навыков. Психологическая поддержка является важным элементом этого процесса, поскольку речевые нарушения могут вызывать у детей страх, неуверенность и низкую самооценку. Поэтому, прежде чем приступить к обучению, необходимо уделить внимание созданию атмосферы, в которой дети будут чувствовать себя безопасно и комфортно.
Одним из ключевых факторов, способствующих успешному речевому развитию, является формирование доверительных отношений между детьми и взрослыми. Логопеды и воспитатели должны проявлять внимание, терпение и понимание в общении с неговорящими детьми. Это может включать в себя использование положительных жестов, улыбок и доброжелательного тона, что поможет ребенку почувствовать себя принятым и защищенным. Например, перед началом занятия стоит уделить несколько минут на неформальное общение с детьми, чтобы установить контакт и разрядить атмосферу.
Создание комфортной среды также включает в себя организацию пространства для занятий. Важно, чтобы дети чувствовали себя уютно и свободно. Это может быть достигнуто с помощью использования ярких и привлекательных материалов, игрушек и учебных пособий. Пространство должно быть оформлено таким образом, чтобы вызывать интерес у детей и способствовать их вовлечению в процесс обучения. Например, можно организовать тематические уголки с книгами, игрушками и материалами для творчества, которые помогут детям выражать свои эмоции и мысли.
Игровая методика является одним из самых эффективных способов запуска речи у неговорящих детей. Игры помогают создать положительную эмоциональную атмосферу и позволяют детям общаться в неформальной обстановке. Использование ролевых игр, настольных игр или подвижных активностей способствует развитию не только речевых навыков, но и социального взаимодействия. Например, можно организовать игру «Скажи и покажи», где дети должны не только произнести слова, но и продемонстрировать действия, связанные с этими словами. Это создаст дополнительные ассоциации и поможет детям легче усваивать новый материал.
Важно помнить, что процесс речевого развития у неговорящих детей требует времени и терпения. Логопеды должны поддерживать детей в их усилиях и хвалить их за любые достижения, даже самые незначительные. Положительное подкрепление способствует повышению уверенности детей в себе и стимулирует их к дальнейшему развитию. Например, можно использовать систему наград, где дети будут получать небольшие поощрения за успешное выполнение заданий или активное участие в занятиях.
Работа с родителями также является важной частью психологической поддержки неговорящих детей. Логопеды должны информировать родителей о процессе обучения и о том, как они могут помочь своим детям в домашних условиях. Рекомендации по использованию игровых методов и созданию речевой среды могут значительно улучшить результаты. Например, родителям можно предложить читать книги вместе с детьми, задавать вопросы о содержании и обсуждать персонажей, что поможет развивать речь и понимание.
Помимо этого, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторые дети могут проявлять больше интереса к определенным темам или видам деятельности. Логопеды должны быть гибкими в своем подходе и адаптировать занятия в зависимости от интересов и потребностей детей. Например, если ребенок любит животных, можно использовать карточки с изображениями животных, чтобы формировать словарный запас и развивать коммуникативные навыки.
Создание атмосферы психологической поддержки также включает в себя работу с негативными эмоциями, которые могут возникнуть у детей в процессе обучения. Если ребенок испытывает страх или тревогу, важно обеспечить ему возможность выразить свои чувства. Это может быть сделано через игры, рисование или другие виды творческой деятельности. Логопеды могут проводить занятия, направленные на развитие эмоциональной осведомленности, где дети учатся распознавать и называть свои эмоции.
Ключевым аспектом психологической поддержки является работа с вербальными и невербальными коммуникациями. Логопеды должны быть внимательны к невербальным сигналам детей, таким как мимика, жесты и поза, чтобы лучше понимать их состояние и потребности. Также стоит поощрять детей к использованию жестов и других форм коммуникации, чтобы они могли выражать свои мысли и чувства, даже если еще не освоили речь.
В заключение, психологическая поддержка неговорящих детей играет важную роль в процессе их речевого развития. Создание комфортных условий, формирование доверительных отношений, использование игровых методов и работа с родителями помогают создать благоприятную атмосферу для обучения. Логопеды должны быть чуткими к потребностям и эмоциям детей, адаптируя свои подходы в зависимости от индивидуальных особенностей. Это позволит не только запустить речь у детей, но и укрепить их уверенность в себе, что является основой для успешного общения и социализации в дальнейшем.
Список литературы
Авсейчикова
А. Е. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные исследования. 2022. №10 (89). С. 79-82.
Белькова Е.М. Дети с ОВЗ: специфика работы воспитателя в ДОУ с детьми с нарушением речи // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.
2016. №53. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/
d
eti-s-ovz-spetsifika-raboty-vospitatelya-v-dou-s-detmi-s-narusheniem-rechi
Ивакина Е. А. Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического комфорта в детском саду (практические рекомендации) / Е. А. Ивакина. —
Текст :
непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II
Междунар
. науч.
конф
. (г. Самара, март 2016 г.). —
Самара :
ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 15-18. — URL:
https://moluch.ru/conf/psy/archive/19
7
/9826/
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат