РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ - ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Тютькина Ольга Викторовна, учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 имени В.А. Уварова муниципального образования Усть-Лабинский район
Аннотация: Статья посвящена работе с текстом как основному инструменту формирования читательской компетентности у младших школьников. В ней рассматриваются основные аспекты читательской грамотности, ее значение для образовательного процесса и развитие функциональной грамотности детей. Обсуждаются методы и приемы работы с текстом, а также роль учителя в этом процессе. Особое внимание уделяется практическим рекомендациям по организации чтения, анализа и обсуждения текстов, что способствует не только развитию навыков чтения, но и критического мышления, самостоятельности и способности к анализу у учащихся. Статья предлагает идеи для внедрения различных видов текстов в учебный процесс, а также подчеркивает важность создания интересной и мотивирующей образовательной среды.
Ключевые слова: читательская компетентность, функциональная грамотность, работа с текстом, младшие школьники, методы чтения.
Современное образование ставит перед собой задачу формирования у учащихся не только базовых знаний, но и навыков, необходимых для успешной жизни в обществе. Важнейшим из таких навыков является читательская компетентность, которая является одним из ключевых компонентов функциональной грамотности. Она предполагает умение осмысленно воспринимать и интерпретировать текстовую информацию, а также применять ее в различных жизненных ситуациях. Для младших школьников, находящихся на этапе активного формирования этих умений, работа с текстом становится основным способом развития читательской грамотности.
Работа с текстом включает в себя различные виды деятельности: чтение, анализ, интерпретация и обсуждение прочитанного. Важно отметить, что эта работа не должна ограничиваться механическим чтением. Учащиеся должны учиться извлекать информацию из текста, делать выводы, сопоставлять данные и формулировать собственные мнения. Для этого учителю необходимо использовать разнообразные методы и приемы, способствующие активизации мыслительной деятельности детей.
Одним из наиболее эффективных методов работы с текстом является метод «постепенного чтения», который предполагает деление текста на смысловые фрагменты. Это позволяет ученикам сосредоточиться на понимании каждой части, а затем совместно составить общее представление о произведении. Важно, чтобы учитель задавал вопросы, побуждающие детей к размышлениям: «Что вы поняли из этой части? Какие чувства вызвал у вас герой?». Такие вопросы способствуют глубокому осмыслению прочитанного и развивают критическое мышление.
Также полезным будет внедрение работы с различными жанрами текстов: рассказами, стихотворениями, научными статьями и т. д. Каждый жанр обладает своими особенностями и требует применения различных подходов. Например, при работе с художественными текстами важно обратить внимание на образность, эмоции, которые вызывает текст, и характеры персонажей. В то время как научные статьи предполагают более аналитический подход, где акцент делается на факты, логические выводы и аргументы. Используя различные жанры, учитель не только развивает читательскую компетентность, но и обогащает кругозор учеников, знакомя их с многообразием литературы.
Важным аспектом работы с текстом является его анализ. Учащиеся должны учиться выявлять основные идеи, темы и проблемы, рассматриваемые в тексте. Это можно сделать через проведение дискуссий, где каждый ученик сможет высказать свое мнение и услышать мнение других. Подобные обсуждения формируют навыки аргументации и помогают детям понимать, что каждый текст можно воспринимать по-разному. Например, после прочтения сказки учитель может задать вопросы: «Какой урок мы можем извлечь из этой истории? Есть ли в ней мораль? Как бы вы поступили на месте главного героя?». Это позволяет не только развивать навыки чтения, но и учит детей думать критически и принимать собственные решения.
Работа с текстом также может включать в себя кросс-культурные элементы. Чтение текстов из разных стран и культур помогает детям понять многообразие мира и разнообразие взглядов. Это можно реализовать через изучение литературы разных народов, обсуждение традиций и обычаев. Учащиеся могут сравнивать свои представления о жизни с тем, что они читают в текстах, что способствует формированию толерантного отношения к другим культурам.
Также важно учитывать индивидуальные особенности детей при организации работы с текстом. Некоторые ученики могут испытывать трудности с восприятием информации, и для них следует использовать более доступные тексты или визуальные материалы. Например, использование иллюстраций, схем и таблиц может значительно облегчить понимание сложных тем. Кроме того, разнообразные формы работы с текстом, такие как групповое чтение, театрализованные представления или создание собственных текстов, помогут привлечь внимание и повысить интерес к обучению.
Не менее важным аспектом является создание позитивной атмосферы во время работы с текстом. Учитель должен поощрять учеников, хвалить их за успехи и поддерживать в моменты неудач. Это поможет развить у детей уверенность в своих силах и желание читать и учиться. Важно создать такой классный климат, где каждый ученик будет чувствовать себя комфортно, выражая свои мысли и идеи.
Подводя итог, можно сказать, что работа с текстом является основным способом формирования читательской компетентности младших школьников. Эта деятельность требует от учителя применения разнообразных методов и приемов, направленных на активизацию мыслительной деятельности детей. Чтение, анализ и обсуждение текстов помогают развивать критическое мышление, самостоятельность и умение анализировать информацию. Таким образом, работа с текстом не только способствует развитию функциональной грамотности, но и формирует у учащихся интерес к чтению и обучению в целом. Важно помнить, что задача учителя состоит в том, чтобы сделать процесс обучения интересным и увлекательным, что позволит детям не только овладеть необходимыми навыками, но и стать активными участниками образовательного процесса.
Список литературы
Александрова С. Э.
Функциональная читательская грамотность младших школьников: проблемы и пути решения
// Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-chitatelskaya-gramotnost-mladshih-shkolnikov-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения: 23.10.2024).
Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией
Е.Е. Пановой. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020 – 116 с.
Юнусова Э.А. Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov-na-urokah-literaturnogo-chteniya (дата обращения:
23
.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат