ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Орёл Людмила Саматовна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ, Сахалинская область, с. Советское
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в начальной школе. Подчеркивается важность индивидуального подхода к обучению, создания комфортной образовательной среды, а также применение специфических методик. Обсуждаются роль учителя, сотрудничество с родителями и использование современных технологий в образовательном процессе. В статье также представлены рекомендации для педагогов по работе с такими детьми, направленные на создание условий для успешной интеграции их в школьное сообщество.
Ключевые слова: аутизм, расстройство аутистического спектра, начальная школа, индивидуальный подход, образовательные технологии, интеграция, социальная адаптация.
Аутизм — это нейро-развитийное расстройство, характеризующееся нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации, а также ограниченными и повторяющимися стереотипными моделями поведения. В последние годы возросло количество детей с расстройствами аутистического спектра, что ставит перед образовательными учреждениями задачу создания адекватных условий для их обучения и социальной адаптации.
Начальная школа играет ключевую роль в формировании навыков общения, обучения и социальной интеграции для детей с РАС. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и его способности и потребности могут значительно отличаться. Поэтому образовательный процесс должен быть адаптирован с учётом этих особенностей.
Психологические и педагогические особенности детей с РАС
Дети с РАС могут проявлять различные симптомы: от легкой незаметной формы до более выраженных проявлений, требующих серьезной поддержки. К основным особенностям, влияющим на обучение, можно отнести:
Трудности в коммуникации. У детей с аутизмом часто наблюдаются сложности в устном и невербальном общении, что затрудняет их взаимодействие с учителями и одноклассниками.
Ограниченные интересы и повторяющееся поведение. Многие дети с РАС предпочитают рутинные занятия и могут сильно интересоваться определёнными темами, что требует от учителя использования этих интересов в учебном процессе.
Чувствительность к раздражителям. Дети с аутизмом могут быть особенно чувствительны к звукам, свету, текстурам и запахам, что может отвлекать их во время уроков.
Эти особенности создают как вызовы, так и возможности для обучения, поэтому важно разрабатывать индивидуальные стратегии для каждого ребенка.
Индивидуальный подход в обучении
Индивидуализация обучения — это ключ к успешной интеграции детей с РАС в общее образовательное пространство. Учитель должен учитывать каждую особенность ребенка и разрабатывать адаптированные программы. Вот несколько подходов:
Индивидуальные образовательные планы (ИОП). Разработка ИОП позволит учителю определить ключевые цели и методы работы для конкретного ребенка, а также отслеживать его прогресс.
Учет предпочтений детей. Важно использовать интересы ребёнка как мотивацию для обучения. Например, если ребенок любит животных, можно интегрировать темы зоологии в уроки по другим предметам.
Разнообразие методов обучения. Использование визуальных, аудиальных и кинестетических подходов может помочь детям лучше усваивать материал. Визуальные материалы, такие как картинки, схемы и графики, могут значительно облегчить понимание.
Социальная интеграция и взаимодействие
Социальные навыки являются важной частью обучения детей с РАС. Учителям следует активно работать над тем, чтобы создать условия для взаимодействия между детьми. Работы в группах, совместные проекты и игровые задания могут способствовать развитию социальных навыков. Вот ряд рекомендаций:
Создание дружелюбной атмосферы. В классе должна преобладать культура понимания и поддержки. Дети должны чувствовать себя в безопасности для того, чтобы взаимодействовать друг с другом.
Систематическое обучение социальным навыкам. Включение специальных занятий, направленных на развитие навыков общения и совместной деятельности, поможет детям лучше взаимодействовать с одноклассниками.
Взаимодействие с родителями. Важно наладить связь с родителями, чтобы они могли активно участвовать в процессе социализации ребенка. Регулярное общение с семьей позволяет создать единую стратегию обучения и поддержки.
Использование современных технологий
Сейчас существует множество технологий, которые могут быть полезными в процессе обучения детей с РАС. Учителя могут использовать:
Адаптивные приложения. Программы и приложения, созданные для развития навыков общения и обучения, могут значительно помочь детям с РАС. Они предоставляют интерактивные задания, которые могут вызывать у детей интерес.
Виртуальная реальность. Эта технология позволяет создать безопасную среду, в которой дети могут учиться взаимодействовать в различных социальных ситуациях, не испытывая стресса.
Дистанционное обучение. В условиях пандемии многие учителя осознали, что дистанционные форматы обучения также могут быть адаптированы для детей с РАС, особенно в ситуациях создания индивидуального подхода и темпа.
Обучение детей с расстройством аутистического спектра в начальной школе требует внимательности, терпения и креативности со стороны педагогов. Индивидуальный подход, создание комфортной и поддерживающей образовательной среды, а также использование современных технологий могут значительно улучшить образовательный процесс и способствовать успешной социализации этих детей.
Система образования должна не только адаптироваться к потребностям детей с РАС, но и активно способствовать созданию инклюзивного общества, в котором каждый может найти свое место.
Таким образом, формирование качественно нового подхода к обучению детей с РАС является важной задачей для всех участников образовательного процесса. Учителя, родители и образовательные учреждения должны работать в тесном сотрудничестве, чтобы обеспечить детям с аутичными расстройствами лучшую поддержку и возможности для успешного обучения и жизни в обществе.
Список литературы
Абдуллаева Наиля Ильдусовна, Инкина Южанна Михайловна, Курбангалиева Юлия Юрьевна Особенности вхождения детей с расстройствами аутистического спектра в школьное пространство // Гуманитарные науки
. 2019. №1 (45)
.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vhozhdeniya-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-v-shkolnoe-prostranstvo
Асеева Ирина Юрьевна Психолого-педагогические условия обучения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной
школе // Проблемы педагогики. 2016. №12 (23).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-obucheniya-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-v-nachalnoy-shkole
Лебеденко Инна Юрьевна Научно-методические основы инклюзив
ного образования детей с расстройствами аутистического спектра // Проблемы современного педагогического образования.
2021. №71-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskie-osnovy-inklyuzivnogo-obrazovaniya-detey-s-rasstroystvami-autistic
heskogo-spektra
Малярчук Наталья Николаевна, Карасёв Владимир Александрович Уровень сформированности универсальных учебных действий у детей с расстройством аутистического спектра // ПНиО. 2018. №3 (33).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-sformirovannosti-univer
salnyh-uchebnyh-deystviy-u-detey-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат